Скрыть
Раскрыть

Контактная информация

Адрес редакции

109028 Москва, Большой Трёхсвятительский пер., 3, офис 113

Тел. +7 (495) 531-00-00
Доб. 22654

e-mail: lawjournal@hse.ru

Адрес издателя и распространителя

Фактический: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, 33, к. 4, Издательский дом ВШЭ.

Почтовый: 101990, Москва, ул. Мясницкая, 20

Тел./факс: (495) 772-95-90 e-mail: id@hse.ru


Сюкияйнен Л. Р.

Конституционный статус шариата как источника законодательства в арабских странах

2016. № 4. С. 205–222 [содержание номера]
Статья посвящена анализу положений конституций арабских стран, касающихся статуса шариатакак источника законодательства, и практики их толкования органами конституционного контроля.Конституции практически всех указанных стран провозглашают ислам государственной религией.Такой принцип арабские правоведы понимают неодинаково. Преобладает точка зрения, согласнокоторой закрепление роли шариата в правовой системе требует его конституционного признания вкачестве источника законодательства. Данный статус шариата отражен в арабских конституцияхв различных формах. Некоторые из них предусматривают, что шариат является главным источ-ником законодательства, используя в арабском оригинале текста конституции термин «главныйисточник» в грамматически неопределенном состоянии. В отдельных странах сложилась судебнаяпрактика толкования таких статей конституции при рассмотрении исков о конституционности за-конодательства, противоречащего шариату. Федеральный верховный суд ОАЭ пришел к выводу,что конституционное положение о шариате как главном источнике законодательства обращено кзаконодателю, а не к суду. Поэтому шариат следует понимать в качестве материального (истори-ческого) источника права. В то же время, ссылаясь на данное предписание конституции вместес положениями законодательства о судах, орган конституционного контроля ОАЭ обосновал воз-можность прямого применения норм шариата как формального (юридического) источника права.Собственный опыт конституционного закрепления статуса шариата накопил Египет. Конституция1971 г. первоначально определяла принципы шариата как главный источник законодательства, нопосле внесения в нее изменений по итогам референдума 1980 г. стала квалифицировать данныепринципы в качестве ведущего источника законодательства. Верховный конституционный судЕгипта пришел к выводу, что данное положение конституции обращено к законодателю, а противо-речащие шариату законы, вступившие в силу до изменения конституции, продолжают действоватьи являются конституционными, поскольку во время их принятия шариат не был признан ведущимисточником законодательства. Своеобразием отличается роль шариата как источника права вправовых системах Саудовской Аравии и Ливии. В целом место шариата в правовом развитии со-временных арабских стран зависит от многих факторов. Однако его роль определяется преимуще-ственно законодателем, в первую очередь на конституционном уровне.
Библиографическое описание: Сюкияйнен Л.Р. Конституционный статус шариата как источника законодательства в арабских странах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4.С. 205–222.
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss