TY - JOUR TI - Исламская правовая мысль об исламском государстве и халифате T2 - Право. Журнал Высшей школы экономики IS - Право. Журнал Высшей школы экономики AB - Статья посвящена анализу подхода современной исламской правовой мысли к исламскому госу-дарству и халифату. Излагаются основополагающие начала исламской концепции власти (халифа-та), отмечается ее постепенный отход от реальной политической практики. Современное ислам-ское правоведение делает акцент на нескольких моментах классической теории халифата — наназначении исламской власти в качестве инструмента защиты религии и решения мирских вопро-сов, институте «байа», представляющем собой присягу правителю и договор о взаимных правах иобязанностях между ним и подданными, а также на принципе консультаций при избрании халифа.В Средние века преемником Арабского халифата стала Османская империя. Халифат как политиче-ский институт сохранялся вплоть до ее распада после Первой мировой войны. Идея восстановленияхалифата была программным требованием ряда исламских политических организаций и движенийна протяжении всего XX в. После образования Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) (тер-рористическая организация, запрещенная в России) халифат превратился в конкретный политиче-ский проект. В июне 2014 г. ИГИЛ, переименованное в Исламское государство (ИГ), объявило о созда-нии халифата. Обоснование такого шага ИГ видит в нескольких высказываниях Пророка Мухаммада,предсказывавшего возрождение халифата после периода смен различных форм власти. Своейосновной задачей ИГ считает полномасштабное претворение шариата и копирование властных ин-ститутов времен «праведных халифов». На практике реализация шариата в халифате сводится кмассовым убийствам, принуждению немусульман к принятию ислама, вмешательству во внутренниедела мусульманских государств, террористическим актам. Современная исламская правовая мысльрезко критикует ИГ, отмечая грубые нарушения им религиозных заповедей и предписаний шариата,касающихся порядка провозглашения халифата, процедуры присяги его руководителю, соблюденияпринципа консультаций. Обращается внимание, что практика ИГ не укладывается в шариатскиерамки. Обосновывается вывод, что ИГ не может претендовать на статус халифата. Не являетсяоно и исламской властью, поскольку не отвечает предусмотренным шариатом требованиям. Дан-ная группировка является террористической организацией не только по нормам международногоправа и национального законодательства многих стран, но и по меркам шариата. AU - Л. Р. Сюкияйнен UR - https://law-journal.hse.ru/2016--3/194924165.html PY - 2016 SP - 185-205 VL -