Скрыть
Раскрыть

Контактная информация

Адрес редакции

109028 Москва, Большой Трёхсвятительский пер., 3, офис 113

Тел.: (985) 220-99-87

e-mail: lawjournal@hse.ru

Адрес издателя и распространителя

Фактический: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, 33, к. 4, Издательский дом ВШЭ.

Почтовый: 101990, Москва, ул. Мясницкая, 20

Тел./факс: (495) 772-95-90 e-mail: id@hse.ru


Сюкияйнен Л. Р.

Исламская правовая мысль об исламском государстве и халифате

2016. № 3. С. 185–205 [содержание номера]
Статья посвящена анализу подхода современной исламской правовой мысли к исламскому госу-дарству и халифату. Излагаются основополагающие начала исламской концепции власти (халифа-та), отмечается ее постепенный отход от реальной политической практики. Современное ислам-ское правоведение делает акцент на нескольких моментах классической теории халифата — наназначении исламской власти в качестве инструмента защиты религии и решения мирских вопро-сов, институте «байа», представляющем собой присягу правителю и договор о взаимных правах иобязанностях между ним и подданными, а также на принципе консультаций при избрании халифа.В Средние века преемником Арабского халифата стала Османская империя. Халифат как политиче-ский институт сохранялся вплоть до ее распада после Первой мировой войны. Идея восстановленияхалифата была программным требованием ряда исламских политических организаций и движенийна протяжении всего XX в. После образования Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) (тер-рористическая организация, запрещенная в России) халифат превратился в конкретный политиче-ский проект. В июне 2014 г. ИГИЛ, переименованное в Исламское государство (ИГ), объявило о созда-нии халифата. Обоснование такого шага ИГ видит в нескольких высказываниях Пророка Мухаммада,предсказывавшего возрождение халифата после периода смен различных форм власти. Своейосновной задачей ИГ считает полномасштабное претворение шариата и копирование властных ин-ститутов времен «праведных халифов». На практике реализация шариата в халифате сводится кмассовым убийствам, принуждению немусульман к принятию ислама, вмешательству во внутренниедела мусульманских государств, террористическим актам. Современная исламская правовая мысльрезко критикует ИГ, отмечая грубые нарушения им религиозных заповедей и предписаний шариата,касающихся порядка провозглашения халифата, процедуры присяги его руководителю, соблюденияпринципа консультаций. Обращается внимание, что практика ИГ не укладывается в шариатскиерамки. Обосновывается вывод, что ИГ не может претендовать на статус халифата. Не являетсяоно и исламской властью, поскольку не отвечает предусмотренным шариатом требованиям. Дан-ная группировка является террористической организацией не только по нормам международногоправа и национального законодательства многих стран, но и по меркам шариата.
Библиографическое описание: Сюкияйнен Л.Р. Исламская правовая мысль об исламском государстве и халифате // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 3. С. 185–205.
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss