@ARTICLE{26583261_194853335_2016, author = {И. О. Иншакова}, keywords = {}, title = {Реформа правовых основ деятельности международного коммерческого арбитража в Российской Федерации: предпосылки, обусловленность, перспективы}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2016}, number = {3}, pages = {4-12}, url = {https://law-journal.hse.ru/2016--3/194853335.html}, publisher = {}, abstract = {В статье изучается обоснованность законодательной инициативы проведения масштабной реформы третейского судопроизводства. Проводится обзор обновленного правового регулирования деятельности институциональных международных коммерческих арбитражных учреждений на основе положений вступающего в действие с 1 сентября 2016 года нового Федерального закона от29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Изучаются основные негативные факторы, обусловившие необходимость разработки и принятия это-го Закона, а также его основные новеллы. К таковым автор относит новый понятийно-категориаль-ный аппарат института арбитража, вопросы, касающиеся составления и содержания арбитражногосоглашения, обновленный перечень принципов третейского разбирательства. Особое вниманиеуделяется нормам, посвященным созданию постоянно действующих арбитражных учреждений,законодательному ограничению возможности их деятельности только при некоммерческих орга-низациях, а также жестким требованиям, установленным для таких некоммерческих организаций.Проводится сравнительный анализ данного законодательного подхода с либеральным подходом,оставлявшим участникам гражданского оборота большую степень свободы в действующем Феде-ральном законе от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Кроме того,анализируются положения нового Федерального закона № 409-ФЗ, который вступит в силу с 01 сен-тября 2016 года и внесет изменения в Закон о МКА, АПК РФ, ГПК РФ и другие нормативно-право-вые акты. Обосновывается вывод, что предъявление строгих требований к порядку образованияпостоянно действующих арбитражных учреждений и установление существенных ограничений вотношении организаций, при которых могут создаваться третейские суды, будет способствоватьусилению роли государства в третейском разбирательстве, с одной стороны, и уходу от так называ-емых карманных третейских судов — с другой. В качестве важной новеллы Закона об арбитражеотмечается вновь предусмотренная им возможность рассмотрения институциональным арбитра-жем корпоративных споров, а также закрепление условий и особенностей рассмотрения такихдел. Выявлены ограничения, установленные законодателем для третейского суда, образованного сторонами для разрешения спора ad hoc по сравнению с арбитражем. Определены преимуществаЗакона об арбитраже в контексте предоставляемых его положениями возможностей участникамарбитражного разбирательства.}, annote = {В статье изучается обоснованность законодательной инициативы проведения масштабной реформы третейского судопроизводства. Проводится обзор обновленного правового регулирования деятельности институциональных международных коммерческих арбитражных учреждений на основе положений вступающего в действие с 1 сентября 2016 года нового Федерального закона от29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Изучаются основные негативные факторы, обусловившие необходимость разработки и принятия это-го Закона, а также его основные новеллы. К таковым автор относит новый понятийно-категориаль-ный аппарат института арбитража, вопросы, касающиеся составления и содержания арбитражногосоглашения, обновленный перечень принципов третейского разбирательства. Особое вниманиеуделяется нормам, посвященным созданию постоянно действующих арбитражных учреждений,законодательному ограничению возможности их деятельности только при некоммерческих орга-низациях, а также жестким требованиям, установленным для таких некоммерческих организаций.Проводится сравнительный анализ данного законодательного подхода с либеральным подходом,оставлявшим участникам гражданского оборота большую степень свободы в действующем Феде-ральном законе от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Кроме того,анализируются положения нового Федерального закона № 409-ФЗ, который вступит в силу с 01 сен-тября 2016 года и внесет изменения в Закон о МКА, АПК РФ, ГПК РФ и другие нормативно-право-вые акты. Обосновывается вывод, что предъявление строгих требований к порядку образованияпостоянно действующих арбитражных учреждений и установление существенных ограничений вотношении организаций, при которых могут создаваться третейские суды, будет способствоватьусилению роли государства в третейском разбирательстве, с одной стороны, и уходу от так называ-емых карманных третейских судов — с другой. В качестве важной новеллы Закона об арбитражеотмечается вновь предусмотренная им возможность рассмотрения институциональным арбитра-жем корпоративных споров, а также закрепление условий и особенностей рассмотрения такихдел. Выявлены ограничения, установленные законодателем для третейского суда, образованного сторонами для разрешения спора ad hoc по сравнению с арбитражем. Определены преимуществаЗакона об арбитраже в контексте предоставляемых его положениями возможностей участникамарбитражного разбирательства.} }