|
2016. №1
|
Правовая мысль: история и современность
|
4–20
|
Объектом исследования настоящей статьи является теория международного частного права, разработанная в труде немецкого ученого XVII века Жана Николя Гертиуса. В статье анализируются его основные доктринальные построения, правила разрешения конфликтов законов, их значение и актуальность для современного МЧП. Фигура Жана Николя Гертиуса занимает центральное местов немецкой теории статутов. Способы разрешения конфликтов разнонациональных законов, предложенные этим ученым, предопределили развитие немецких коллизионных доктрин XIX–XX веков;разработанные им практические решения закреплены в современном законодательстве и судебной практике. Однако конфликтная теория Гертиуса противоречива, отличается двойственностью, жиз-ненные примеры не вписываются в жесткие теоретические категории. В статье сделан вывод, чтопри всей критике теоретических построений Гертиуса необходимо признать его весомую положительную роль в развитии доктрины МЧП. Он обогатил терминологический аппарат МЧП, впервые предложив термины «коллизии законов», «коллизионное право», которые восприняты судебной практикой,законодательством и доктриной большинства стран мира. Три правила Гертиуса — это, по существу, три варианта иностранного элемента (субъект, объект, факт), которые нужно выявить и оценить сточки зрения выбора компетентного законодательства. Сконструированные им 63 казуса охватывают право лиц, деликты, наследование, имущественные права супругов, контракты, процесс — т.е. все сферы, в которых могут возникнуть конфликты законов. В своей диссертации Гертиус практическиисчерпывающим образом отразил все потенциальные коллизионные ситуации. Он подтвердил «клас-сическое» понимание смешанных статутов как законов о форме юридических действий; утверждал обязанность применения иностранного права; указывал на необходимость унификации местных законов для ликвидации интерлокальных коллизий. Все эти результаты обладают высокой значимостью и, несмотря на то, что в своей теории «Гертиус является жертвой различных, порой несовместимых влияний», его такт практически всегда помогал ему находить правильные коллизионные решения. |
|
21–36
|
В статье дается характеристика монгольского права через призму его взаимодействия с обычным правом монгольских племен догосударственного периода, с традиционными устоями монгольского общества в период империи Чингисхана, а также после включения монгольских земель в состав им-перии Цин. Основной упор сделан на правовую базу и те акты, которые распространяли свое дей-ствие на территорию современной Внутренней Монголии. На основе материалов отечественных изарубежных исследователей, неизвестных широкому кругу ученых, автор выделяет шесть групп источников монгольского права и дает каждому из них подробную характеристику. Первую групп уисточников составляют Великая Яса — свод ключевых установлений и наказаний за их нарушения и Бэлиг в качестве свода изречений Чингисхана, посредством которых также осуществлялось правовое регулирование. Вторую группа источников составляли так называемые вспомогательные правовые акты, с помощью которых осуществлялось управление и прочие административ-но-распорядительные действия, к которым относились указы (чжан) и приказания (чи) Великогохана, ярлыки, дефтеры и пайцзэ. К третьей группе источников относились своды законов периодаправления династии Юань (1271–1368) и Северной Юань (1368–1691), а в четвертую включалисьойратские уставы (Цааджин-Бичик), а также указы ойратских ханов и писаницы. В пятую группу монгольских источников входили акты Халхи, наиболее значительным среди которых являлось Великое семихошунное уложение, или Халха-Джирум. К шестой группе источников автор относит китайское законодательство для управления Монголией, которое принималось после включения Халхи и Южной Монголии в состав империи Цин. В ходе детального анализа автор методом сравнения сопоставляет как сами правовые источники, так и их отдельные нормы. Он приходит к выводу,что процесс развития монгольского права был отличным от развития права соседних государств,и даже после утраты Монголией государственного суверенитета общественные отношения, возникавшие на территории монгольских земель, регулировались отдельными нормативными правовыми актами. |
|
37–47
|
Предметом исследования является правовая категория субинститута права. Автор формулирует дефиницию субинститута права, обращаясь непосредственно к сути научной классификации вообще и, в частности, в праве. Приводится аргументация объективной необходимости научных исследований в этой области, которые смогут принести как теоретическую, так и практическую пользу. Работа над классификациями позволит более детально и с разных сторон взглянуть на правовую категорию субинститута. Это, в свою очередь, будет способствовать точной разработке понятия ипризнаков субинститута, а в дальнейшем — окончательному признанию субинститутов в качестве неотъемлемой составляющей системы права Российской Федерации. Исследование представляется актуальным, поскольку в отечественной правовой науке разработки данной проблематикиотсутствуют. Статья призвана способствовать началу научной дискуссии по этому вопросу, котораяжизненно необходима для установления четкого понимания в этой сфере. Затем в исследовании рассматриваются возможные варианты классификаций данной правовой категории. Предлагаются различные критерии для поиска видов субинститутов права в российской системе права. Приведенные классификации подкрепляются практическими примерами. В заключении подводится итог проделанной научной работы. Проанализированные классификации являются лишь первымшагом к выработке четко обоснованной научной позиции по данной проблематике. Предстоит ещесложная и кропотливая работа для того, чтобы вывести окончательный перечень возможных классификаций субинститутов права. В связи с динамичностью развития современных общественныхотношений и, как следствие, системы права, регулирующей их, не стоит затягивать по времени научную дискуссию в этой области. Теория должна помогать практической деятельности, а, как мы можем видеть, субинституты права уже действуют в российской системе права. Однако недостаточная теоретическая проработанность этой правовой категории (в частности, в области классификаций) может усложнить их функционирование на практике, либо привести к сбоям работысистемы права, чего, конечно, нельзя допустить. |
Российское право: состояние, перспективы, комментарии
|
48–57
|
В статье рассматривается роль конституционного правосудия в формировании основных норм иинститутов избирательного права Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, как фундамент отечественной правовой системы, закладывает ключевые основы народовластия в России (ст. 3). В целях реализации конституционных основ формирования важнейших властных институтов федеральный законодатель принимает законы, связанные с порядком и формами осуществления избирательного процесса. Вместе с этим, учитывая высокую политическую ангажированность данной сферы общественных отношений, избирательное законодательство не отличается высокой стабильностью. При этом на Конституционном Суде Российской Федерации лежит проводящая роль верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации. Несмотря на то,что Конституционный Суд Российской Федерации не является непосредственным юрисдикционныморганом по разрешению избирательных споров, он оказывает существенное влияние на избиратель-ный процесс путем корректировки «правил игры» на электоральном поле, конституционной оценкисуществующих норм избирательного права. Объектом авторского исследования служат акты конституционного правосудия, принятые за 2013–2015 гг., и связанные с проверкой конституционности законов о выборах в России. Предметом исследования выступает уяснение роли конституционного правосудия в дальнейшем развитии электорального права. Анализ решений Конституционного Суда Российской Федерации позволяет выявить наиболее острые проблемы электоральной политики инаиболее спорные и неоднозначные стороны избирательного законодательства на современном этапе. К числе таким проблем относятся вопросы ограничения избирательных прав граждан в связи с судимостью, взаимосвязь и коллизии в толковании избирательных стандартов Конституционным Судом Российской Федерации и Европейским Судом по правам человека, необходимость института досрочного голосования в российской избирательной практике, порядок исчисления срока полно-мочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и возможности пере-носа срока парламентских выборов, проблема конституционности назначения «сити-менеджеров»в крупных городах вместо прямых выборов глав муниципальных администраций. Конституционнаяюстиция, охраняя свободу от субъективных политических пристрастий, призвана обеспечить вер-ховенство Конституции Российской Федерации в условиях электоральной борьбы и объективно разрешать конституционно-политические противоречия и антагонизмы. |
|
58–71
|
В науке трудового права не разработана в должной мере доктрина института охраны труда (нормы и подинституты). Кроме того, отсутствует концептуальная правовая модель института безопасности и гигиены труда. Автором предпринята попытка восполнить этот пробел в юридической науке. Методологической основой статьи является учение о праве как фундаментальном регуляторе общественных отношений, доктринальная концепция института «охрана труда» (безопасность и гигиена труда) в трудовом праве России. Впервые в науке трудового права анализируется институт «охраны», безопасности и гигиены труда не только с позиции современных теоретических подходов, но и проекта Федерального закона «О безопасности и гигиены труда». В статье сделаны выводы, что институт «охрана труда» изначально (с КЗоТ РСФСР 1918 г.) не соответствовал концептуальной идее, смыслу и своему назначению — содействовать сохранению жизни и здоровья работника. В настоящее время вряд ли обосновано включение института «Охрана труда» в раздел Х Кодекса. Очевидно, что нормы об обеспечении жизни и здоровья работников необходимо предусмотреть в Трудовом кодексе РФ в разделе IV, т.е. после института трудового договора — центрального в трудовом праве России. Есть смысл привести положения раздела Х Трудового кодекса РФ всоответствие со ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Кодекса. Также представляется исключительно важным: 1) дать новое название разделу Х Трудового кодекса РФ, а именно: «Безопасность и гигиена труда»; 2) в ст. 209 Кодекса определить понятия «безопасность труда» и «гигиена труда»; 3) предусмотреть в разделе Х ТК отдельные главы, регламентирующие безопасностьи гигиену труда. Разделу Х Трудового кодекса «Безопасность и гигиена труда» необходимо придатькачественно другое содержание. В связи с этим все правовые доктрины (советские и российские) об институте «охрана труда», очевидно, придется пересмотреть. |
|
72–80
|
Недавние изменения гражданского законодательства наглядно демонстрируют тенденцию к усилению влияния гражданского законодательства в сфере исключительного ведения трудово-го права. Так, приобретает все большую популярность судебная практика, в которой отдельные условия трудовых договоров с руководителями организаций на основании федеральных законов«Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» признаются крупными сделками и сделками с заинтересованностью. При этом введение в ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации пункта 4, устанавливающего, что отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются настоящим Кодексом и принятымив соответствии с ним законами о юридических лицах, дало повод некоторым цивилистам считать такую практику законной и обоснованной. Тем не менее глава 43 Трудового кодекса РоссийскойФедерации, посвященная особенностям правового регулирования труда руководителя организациии членов коллегиального исполнительного органа организации, осталась неизменной. Нормы последней, в свою очередь, равно как и Трудового кодекса Российской Федерации в целом, не предусматривают способов оспаривания трудовых договоров ввиду заинтересованности, а также не-соблюдения правил заключения крупной сделки. В статье отмечается противоречивость судебной практики об оспаривании трудовых договоров с руководителем. Другим примером экспансии гражданского права является оспаривание условий трудового договора в рамках производства по делуо банкротстве. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» допускает возможностьприменения к положениям трудового договора норм о недействительности сделки по основаниям,предусмотренным этим законом и гражданским законодательством. В статье обосновывается при-оритет по отношению к законодательству о банкротстве положений трудового законодательства,не допускающих признания трудовых договоров недействительными и взыскания заработной пла-ты с работников. Решать проблему предлагается путем изменений законодательства. В частности,возможность признания трудового договора недействительным и его правовые последствия должны быть урегулированы непосредственно в Трудовом кодексе Российской Федерации. |
|
81–102
|
Статья посвящена необычным случаям причинной связи в уголовном праве. Автор начинает анализс критического обзора общих теорий, видя их недостаток в отсутствии решения специфических во-просов, таких как множественность причин, состояние потерпевшего, вмешательство третьих лиц.Наука наполнена отрывочно и асистемно решаемыми казусами, покоящимися на многостраничныхобзорах философско-правовых концепций. Остается, с одной стороны, не вызывающая доверияразноголосица мнений, не сведенных и не могущих быть сведенными к сколько-нибудь обозримомупространству, и, с другой, неясность в решении сложных вопросов. Все такие случаи разделеныавтором на три группы, названные соответственно: «кумулятивная причинность», «атипичная при-чинность» и «привходящая причинность». Применительно к каждой группе сформулированы общиеправила привлечения к ответственности, основанные преимущественно на правиле conditio sinequa non и идее ограничения ответственности. Автор также раскрывает взаимодействие междуразличными типами причинности, например, трансформацию «кумулятивной причинности» в «при-входящую причинность». Обзор судебной практики позволяет сформулировать четкие правилапривлечения к ответственности, освобожденные от отягченных философских и теоретическихпостроений. При этом автором допускаются альтернативные подходы, варьирующиеся от строгойприверженности объективистским соображениям (ограничивающим причинность и вменение) дооценки причинности через упречность поведения человека. В качестве подтверждения некоторыхположений широко используются практика стран общего и континентального права. Предлагает-ся общее правило, согласно которому деяние является причиной результата в уголовно-правовомсмысле постольку, поскольку оно предшествует ему во времени; без него именно такой результатне наступил бы, и оно является последним во времени осознанным человеческим деянием передрезультатом. При этом данное правило ограничивается в его применении с допущением возмож-ных изъятий и уточнений. Автор также призывает не пытаться в будущем разработать общую тео-рию причинности, применимую ко всем массиву уголовного права. Вместо этого следует ожидатьразработки специальных норм, востребованных на практике. |
|
103–111
|
Статья посвящена рассмотрению проблемы расширения российской уголовно-правовой юрисдикции посредством принятия Федерального закона от 05.05.2014 г. № 91-ФЗ «О применении поло-жений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В рамках указанного нормативного правового акта законодатель отказался от традиционного дифференцированного закрепления правил действия уголовного закона во времени и пространстве, объединив их в тексте единой коллизионной нормы. В истории уголовного права нашей страны,равно как и в современной законодательной практике зарубежных государств, отсутствуют аналоги приведенного решения, что в совокупности с некорректной юридико-технической регламентацией привело к двоякому толкованию коллизионной нормы ст. 2 указанного Федерального закона. Судебная практика применяет рассматриваемое предписание исключительно в контекстеобратной силы уголовного закона, каких-либо упоминаний о территориальном юрисдикционномаспекте судебные решения не содержат. Такое толкование видится не совсем точным в связи с не-возможностью применения к правоотношениям, относящимся к предмету Закона, правил ст. 11 и12 УК РФ. Другими словами, действие УК РФ в отрыве от рассматриваемого Федерального законане распространяется на деяния, совершенные на территориях Республики Крым и города Сева-стополя до 18.03.2014 г. В связи с этим более приемлемым является основанное на анализе клас-сических структур нормативных предписаний, устанавливающих пределы действия уголовного за-кона, доктринальное понимание нормы ст. 2 как дуалистической пространственно-темпоральнойколлизионной нормы. Автор подвергает критике законодательную регламентацию ст. 2 в связи снедостатками ее юридической техники, существенными внутренними концептуальными противоречиями, несогласованностью избранного законодателем дуалистического подхода с классически-ми постулатами российской уголовно-правовой юрисдикционной теории. На основании анализа от-ечественной доктрины, российского и зарубежного законодательства, а также судебной практикивыработана авторская модель ст. 2 Федерального закона № 91-ФЗ. |
|
112–120
|
Независимо от вида юридической ответственности право на получение юридической помощи явля-ется общим и должно распространять свое действие на производство по делам об административ-ных правонарушениях. У гражданина должна быть реальная возможность получить юридическуюпомощь независимо от его материального положения. Чаще всего граждане не могут воспользо-ваться помощью защитника из-за нехватки денежных средств на оплату его услуг. Автор предла-гает внести изменения в ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях и в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощив Российской Федерации». Обязанность по финансированию мероприятий, связанных с оказаниембесплатной юридической помощи по делам об административных правонарушениях, ответствен-ность за совершение которых предусмотрена нормами КоАП РФ, следует возложить на Россий-скую Федерацию, а по тем делам, где административная ответственность установлена законамисубъектов Российской Федерации, — на соответствующие субъекты Российской Федерации. Авторсчитает, что важная роль в обеспечении конституционного права гражданина на получение квали-фицированной юридической помощи отведена судье. По мнению автора, следует предусмотреть вКоАП РФ обязательность участия защитника в производстве по делам об административных пра-вонарушениях. Осознавая серьезность указанной проблемы, законодателю следует проработатьдейственный механизм возмещения расходов на оплату юридической помощи путем взысканияденежных средств с того государственного или муниципального органа (должностного лица), кото-рый инициировал производство по делу об административном правонарушении, в последующемпрекращенное в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. Помнению автора, отсутствие в КоАП РФ норм, предоставляющих судье право назначать защитникапо делу об административном правонарушении, делает невозможным реализацию общих принци-пов правосудия, провозглашенных в международно-правовых актах, и лишает граждан возмож-ности реализовать свое конституционное право на получение квалифицированной юридическойпомощи. Важнейшей задачей российского законодателя в таких условиях является дальнейшеедополнение и детализация положений гл. 25 КоАП путем включения в нее норм, определяющих случаи обязательного участия защитника в производстве по делам об административном правона-рушении и процедуру привлечения его к участию в деле. |
|
121–129
|
Концепция Всеобъемлющей системы международной безопасности, не ограничиваясь вопросамибезопасности в военной сфере, выделяет еще экономическое и экологическое направления разви-тия международного правопорядка. По мнению ряда ученых, причины экологических проблем ле-жат в экономике. В этих условиях особую актуальность имеет вопрос о хозяйственной (рекламной)деятельности в границах особо охраняемых природных территорий. Специфика настоящей статьизаключается в исследовании нетипичного соотношения таких различных по своему существу поня-тий, как реклама и особо охраняемые природные территории, в контексте прокурорского надзораза исполнением законов в указанных сферах. Реклама — это информация, распространяемая лю-бым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенно-му кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированиеили поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Национальный парк — это терри-тория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от за-поведников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, ту-ризм и т.п.), на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабахздесь допускается хозяйственная деятельность. Результаты надзорной практики межрайоннойприродоохранной прокуратуры Московской области показали обеспокоенность граждан и органи-заций вопросом о законности установления рекламных конструкций на территории Национальногопарка «Лосиный остров», граничащей с Московской кольцевой автомобильной дорогой. Предметомпроверок прокуратуры было наличие у дирекции Национального парка права заключать договорына установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Подробный анализ действующего законода-тельства о рекламе и особо охраняемых природных территориях дает возможность сделать выво-ды относительно возможности размещения рекламных конструкций на территории национальныхпарков при соблюдении определенных условий. Размещение рекламных конструкций также спо-собствует пропаганде бережного отношения к окружающей среде, так как на подавляющем боль-шинстве рекламных конструкций размещены сведения о Национальном парке «Лосиный остров» сразъяснениями положений природоохранного законодательства. Выводы статьи подтверждаютсясудебной практикой арбитражных судов различных уровней. |
Право в современном мире
|
130–148
|
Временный допуск — активно используемая в международной торговле таможенная процеду-ра. Без нее трудно представить организацию современных ярмарок и выставок, международныхтранспортных операций, развитие международных научных и культурных обменов, международ-ных спортивных контактов и туристических обменов. В статье рассмотрено понятие временноговвоза в таможенном праве, проведено разграничение между временным ввозом как внешнетор-говой операцией, связанной с различными таможенными процедурами — временным допускомтовара, переработкой товара на таможенной территории, помещением товара на таможенныйили свободный склад и др., и конкретной таможенной процедурой временного ввоза (допуска;temporary admission), в соответствии с которой предусмотрено временное использование в тече-ние установленного срока иностранных товаров на таможенной территории таможенного союза сусловным освобождением от ввозных таможенных пошлин и налогов, а также без применения мернетарифного регулирования с последующим помещением таких товаров под таможенную процеду-ру реэкспорта. Проанализирована система нормативно-правового регулирования таможенной про-цедуры временного допуска, представленная тремя уровнями: международно-правовым (Киотскаяи Стамбульская конвенции, Конвенция о карнете АТА), наднациональным (Решения Евразийскойэкономической комиссии) и национальным (законодательством Российской Федерации о таможен-ном деле). Выявлены основные условия помещения товаров под таможенную процедуру временно-го допуска (возможность идентификации временно ввозимых товаров, отсутствие таких товаров всписке запрещенных к помещению под таможенную процедуру временного допуска), ограниченияпользования и распоряжения временно ввезенными товарами (совершение операций по сохран-ности товаров, текущему ремонту, а также иных операций, не нарушающих принципа неизменно-сти состояния товара; возможность передачи товаров третьим лицам с разрешения таможенныхорганов, а в отдельных случаях — и без такого разрешения). Рассмотрены положения таможенногозаконодательства о сроке временного допуска, о возможностях приостановления таможенной про-цедуры и ее завершения. В статье проанализированы налоговые правила, применяемые в отноше-нии временно ввозимых товаров, две налоговые модели временного допуска (полного и частично-го освобождения), условия налогового освобождения, способы единовременной и периодическойуплаты таможенных пошлин и налогов, сроки уплаты таможенных платежей, административная исудебная практика по этим вопросам и т.д. |
|
149–165
|
Возрастающая миграция населения является одной из наиболее актуальных современных между-народных проблем. Государства прилагают большие усилия в противодействии нелегальной мигра-ции, оказании помощи лицам, ищущим убежища. Наиболее сложно эта задача решается на море.В статье раскрывается содержание международного сотрудничества, показывается роль между-народного права в этой области. Анализируются особенности борьбы с нелегальной миграцией впределах различных морских пространств — во внутренних водах, территориальном море и в от-крытом море. Уделено внимание вопросам международного сотрудничества по оказанию помощибеженцам и иным мигрантам, терпящим бедствие или оказавшимся в опасности на море. Показанымеждународно-правовые и организационные проблемы, стоящие перед мировым сообществом,предлагаются отдельные пути их решения. По мнению авторов, деятельность государств в отно-шении мигрантов должна осуществляться в соответствии с их правовым статусом и ситуацией,в которой они находятся. В любом случае статус мигрантов следует определять не в море, а наберегу. В ситуации, если каким-либо лицам грозит гибель, то помощь необходимо оказывать всемнуждающимся вне зависимости от правового статуса спасаемых лиц. В отношении организато-ров нелегальной миграции непременно должны применяться меры уголовной и иной ответствен-ности, предусмотренные законодательством государств и их международными обязательствами.Необходимо, чтобы нормы международного права, рекомендации международных организаций имеждународных органов, занимающихся проблемами миграции, были реализованы на националь-ном уровне путем совершенствования соответствующих законов. Также важны разработка и со-вершенствование подзаконных нормативных правовых актов, непосредственно посвященных во-просам противодействия нелегальной миграции на море, мерам, предпринимаемым в отношениибеженцев и иных лиц, ищущих убежище, при их нахождении на судах, терпящих бедствие. Приэтом следует разрешить проблему отношения государств к мигрантам, находящимся на плавучихсредствах, не соответствующих требованиям безопасности мореплавания, т.е. потенциально на-ходящихся в опасности. |
Право в современном мире
|
166–176
|
Коррупцией как проблемой человеческого общества и его дальнейшего прогресса озабочены как уни-версальные, так и региональные международные организации — Организация Объединенных Наций,Совет Европы, Содружество Независимых Государств и др. Начиная со второй половины XX века былпринят ряд антикоррупционных резолюций, государства заключили ряд соответствующих конвенций,в которых обозначены основные подходы к пониманию коррупции. Вместе с тем изучение положениймеждународных правовых актов показывает, что международное сообщество не выработало универ-сального определения понятия коррупции. В статье на основе анализа легальных дефиниций поня-тия коррупции, перечней коррупционных деяний во взаимосвязи с положениями наиболее значимыхмеждународных правовых актов, заложивших основы понимания коррупции, предпринята попыткаопределить перечень и содержание существенных признаков этого социально-правового явления.В качестве значимых признаков коррупции автором выделены: общественная вредность (опасность),сфера существования, предмет коррупции, субъекты, использование субъектом коррупции служебных(должностных) полномочий или положения, публичного статуса, влияния в связи с занимаемой должно-стью, цели и мотивы субъекта коррупции. Содержание указанных признаков обусловлено узким либошироким подходом к пониманию данного социально-правового явления. Закрепление такого признакакоррупции, как общественная вредность (опасность), характерно для международных документов Со-вета Европы и Содружества Независимых Государств. Среди правовых актов Организации Объеди-ненных Наций указанный признак коррупции содержится только в Конвенции ООН против коррупции2003 г. В качестве сферы существования коррупции в рассмотренных международных правовых актахзакрепляется как частный, так и публичный сектор. Предметом коррупции выступают различные вы-годы и преимущества имущественного и неимущественного характера. Автором выявлены тенденции кпереходу от узкой к более широкой трактовке коррупции через включение помимо «подкупа-продаж-ности» различных злоупотреблений служебным положением в корыстных целях либо по мотиву инойличной заинтересованности, а также к расширению перечня субъектов коррупции. |
|
177–188
|
В статье рассматривается концепция саморегулирования в киберпространстве и обосновываютсяее преимущества перед государственной моделью регулирования. Анализируются международно-правовые документы, в которых так или иначе упоминается важность сохранения открытой и уни-версальной природы Интернета, а также поощряются различные формы сотрудничества государ-ства с заинтересованными сторонами в вопросах разработки соответствующих стандартов, норм,правил и стратегий. Дается авторское определение саморегулирования в киберпространстве иперечисляются преимущества этого способа нормотворчества. Кроме того, статья содержит ссыл-ки на последние доклады международных организаций и работы ученых, подтверждающие эф-фективность и возрастающую роль саморегулирования в киберпространстве. Автор делает акцентна том, что концепция саморегулирования не является чем-то новым, хотя прежде и не получаладолжного научного обоснования в теории международного права. В статье также затрагиваютсятакие традиционные для международного права концепции, как суверенитет и территориальнаяюрисдикция. Именно эти концепции, по мнению автора, значительно снижают адаптируемость го-сударств к изменяющимся реалиям технически ориентированного мира. Фрагментация регулирова-ния киберпространства может привести к распаду глобальной сети на отдельные, подконтрольныеразным национальным законам локальные сети, которые не будут иметь ничего общего с существу-ющей моделью Интернета. Крайне важно в ходе переговоров между разными заинтересованнымисторонами делать акцент на соответствии регуляторных предписаний самой правовой природеИнтернета и интересам непосредственных пользователей. Появление нового международно-пра-вового феномена должно сопровождаться разработкой качественно нового массива нормативно-правовых норм и стандартов. Не может существовать единственных предписаний для всех сфервзаимодействия субъектов международного права. Тем более нельзя наложить управленческиемодели предыдущих столетий на онлайновое пространство, обладающее совершенно другими ха-рактеристиками. Именно поэтому саморегулирование предлагается автором в качестве формыправотворчества в информационной сфере, способной динамично реагировать на изменения вправоотношениях, возникающих в киберпространстве. |
|
189–203
|
The article deals with three main challenges to labour law referring especially to the German experience.The world-wide market induced enterprises to relocate their production and to reduce labour costs at home.In Germany, a quite indirect way of exercising pressure on the workers was developed; counter-measureswere rare and did not really change the situation. TTIP and CETA will worsen the situation because nationalsovereignty in social and environmental questions will fade away. The second challenge comes from inequalityexisting among workers as well as in society as a whole. There is a scission between very wealthypeople on one side and people becoming poorer and poorer on the other side. Labour law has not yetdeveloped the instruments to realize more equality among workers but some ideas are discussed. The thirdchallenge is the digitalisation of many activities; they are no more bound to certain places or certain timesof the day. The “freedom” to work at any moment and at any place entails very long working hours, work atnight and work on Sundays. Legal rules on working time lose more and more there importance. A solutioncan be the right of workers´ representatives to discuss the tasks given to individual workers, but other meansare examined in the article, too. The internet makes crowdworking possible — a new form of work which iscurrently not covered by labour law. |
|
204–219
|
Electronic contracts present trade law scholars with a multitude of issues concerning international privatelaw, arising from the peculiarities of the online environment. However, as in traditional paper contracts,directives, model laws and conventions governing electronic commercial transactions still leave open suchan important question as when is an electronic contract concluded. This article focuses on the offer andacceptance requirement using a comparative approach to explore how this issue is addressed in Russia aswell as in other civil- and common-law jurisdictions. The paper compares different regulatory approachestaken by the EU and US on the formation of electronic contracts, highlighting their differences and the progressmade towards convergence and consumer’s protection. The relevant law for each country is discussedin relation to two types of transactions: those concluded between qualified professionals or traders, i.e.so-called Business-to-Business (B2B), and those between qualified professionals and consumers, namelyBusiness-to-Consumer (B2C). |
Рецензии
|
220–223
|
Рецензия содержит взгляд автора на монографию В.Н. Русиновой, посвященную современному правовому регулированию ряда аспектов международного права применительно к вооруженным конфликтам. Дается положительная оценка работы. |
|
|