@ARTICLE{26583261_148683253_2015, author = {М. В. Антонов}, keywords = {}, title = {Методология и культура сравнительного правоведения (рецензия на кн.: The Method and the Culture of Comparative Law. Essays in Honour of Mark Van Hoecke / Adams М., Heirbraut D. (eds.). Oxford: Hart Publishing, 2014. 328 p.)}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2015}, number = {1}, pages = {208-221}, url = {https://law-journal.hse.ru/2015--1/148683253.html}, publisher = {}, abstract = {Настоящая работа представляет собой рецензию на вышедшую в 2014 году книгу, которая посвя-щена 65-летнему юбилею профессора Гентского университета Марка Ван Хука. Начав с краткойхарактеристики вклада Ван Хука в современную компаративистику, автор последовательно про-анализировал все вошедшие в данную коллективную монографию очерки. В рецензии вниманиесосредоточено на описании основных тезисов эссе, включенных в рецензируемую коллективнуюмонографию. Попутно автор дает критические оценки некоторым из очерков. Рецензируемая кни-га позволяет получить представление о многоаспектности западных исследований в области мето-дологии сравнительного правоведения и может стать важным подспорьем для отечественных ком-паративистов. Практически каждый очерк показывает, как сравнительно-правовое исследованиеможет вестись за пределами аналитического сравнения нормативно-правовых текстов и инсти-тутов, социологического сравнения их функций. Особенно автор останавливается на той методо-логической установке, которая характеризует большинство из очерков, — на глубинном изученииправовых явлений, т.е. на всестороннем анализе всех аспектов социальной жизни для пониманиясходств и различий сравниваемых норм, институтов, типов правосознания. Подчеркивается так-же важность общетеоретических и философско-правовых вопросов для построения методологиисравнительного правоведения. В этом отношении основное внимание многих авторов вошедших вмонографию очерков направлено на теорию правовой коммуникации М. Ван Хука. Межличностноеобщение, смысловая координация поведения, интерпретация текстов и другие коммуникативныедействия происходят в определенном институционально оформленном социальном контексте. Такой подход к анализу и сравнению национальных правовых систем дает возможность конструиро-вания методологической модели для объяснения права в широкой социально-философской пер-спективе. Такая установка служит важным методологическим принципом сравнительного анализаправовых культур, без которого невозможен, по убеждению авторов монографии, сравнительно-правовой анализ как таковой.}, annote = {Настоящая работа представляет собой рецензию на вышедшую в 2014 году книгу, которая посвя-щена 65-летнему юбилею профессора Гентского университета Марка Ван Хука. Начав с краткойхарактеристики вклада Ван Хука в современную компаративистику, автор последовательно про-анализировал все вошедшие в данную коллективную монографию очерки. В рецензии вниманиесосредоточено на описании основных тезисов эссе, включенных в рецензируемую коллективнуюмонографию. Попутно автор дает критические оценки некоторым из очерков. Рецензируемая кни-га позволяет получить представление о многоаспектности западных исследований в области мето-дологии сравнительного правоведения и может стать важным подспорьем для отечественных ком-паративистов. Практически каждый очерк показывает, как сравнительно-правовое исследованиеможет вестись за пределами аналитического сравнения нормативно-правовых текстов и инсти-тутов, социологического сравнения их функций. Особенно автор останавливается на той методо-логической установке, которая характеризует большинство из очерков, — на глубинном изученииправовых явлений, т.е. на всестороннем анализе всех аспектов социальной жизни для пониманиясходств и различий сравниваемых норм, институтов, типов правосознания. Подчеркивается так-же важность общетеоретических и философско-правовых вопросов для построения методологиисравнительного правоведения. В этом отношении основное внимание многих авторов вошедших вмонографию очерков направлено на теорию правовой коммуникации М. Ван Хука. Межличностноеобщение, смысловая координация поведения, интерпретация текстов и другие коммуникативныедействия происходят в определенном институционально оформленном социальном контексте. Такой подход к анализу и сравнению национальных правовых систем дает возможность конструиро-вания методологической модели для объяснения права в широкой социально-философской пер-спективе. Такая установка служит важным методологическим принципом сравнительного анализаправовых культур, без которого невозможен, по убеждению авторов монографии, сравнительно-правовой анализ как таковой.} }