@ARTICLE{26583261_118947341_2014, author = {Е. А. Лукьянова}, keywords = {, конституционность, иностранный агент, законы adhoc, правовая неопределенность, гражданское неповиновение, пакетное соглашение, парламентский кризис, законодательный процесс, отбор на лояльность, депрофессионализация законотворческой деятельности, общественная экспертиза, правосознаниегражданское общество}, title = {Население и законы. Новое в развитии коммуникативной культуры взаимоотношений общества и государства в России}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2014}, number = {1}, pages = {180-193}, url = {https://law-journal.hse.ru/2014--1/118947341.html}, publisher = {}, abstract = {Лукьянова Елена Анатольевна - профессор кафедры конституционного и муниципального права факультета права Нацио­нального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Директор инсти­тута мониторинга эффективности правоприменения Общественной палаты России, доктор юридических наук. Адрес: 101000,  Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: pravoslovo@mail.ru.Статья является попыткой анализа трансформации взаимоотношений государства и общества в современной России. В ней анализируется реакция населения на пять наиболее резонансных изме­нений российского законодательства, принятых в 2012-2013 гг.: ужесточение санкций за участие в публичных мероприятиях, введение понятия некоммерческой организации — иностранного агента, ограничение свободы дискуссии в средствах массовой информации и сети Интернет, расширение понятия запрещенной политической деятельности. Поправки в законодательство стали ответом на резко возросшую с зимы 2011-2012 гг. общественную активность граждан. Каждый из рассма­триваемых законов стал предметом жесткой критики со стороны общества, а их применение было фактически блокировано.Общественная экспертиза подтвердила наличие у всех них схожих дефектов, касающихся как со­держания закона (подмена его предмета и законодательного целеполагания), так и процедуры его принятия (крайняя поспешность, голосование без необходимого обсуждения, с нарушением правил и принципов законодательного процесса). Законы принимали «по конкретному случаю» — ad hoc. Это делает все пять актов сомнительно конституционными и влекущими нарушение конституцион­ных прав граждан. Кроме того, они вступают в противоречие с международными обязательствами, взятыми на себя Россией. Всем рассматриваемым актам присуща правовая неопределенность (не­ясность, двусмысленность изложения нормативного материала). Наконец, все анализируемые нор­мативные акты в той или иной степени нарушают системность и непротиворечивость российского законодательства. Ответом общества на неадекватное правовое регулирование стало осознанное гражданское неповиновение.В связи с этим особенно важен анализ причин сложившейся ситуации, которая в данном случае кроется в порядке проведения выборов и подсчета голосов. Происходит отрицательный отбор при формировании депутатского корпуса: его персональный состав зависит от степени лояльности его большинства к Президенту и исполнительной власти. Отсюда берут начало депрофессионализа­ция законотворческой деятельности российского парламента и снижение его компетентности, а также крайне низкий уровень оценки деятельности парламента обществом.}, annote = {Лукьянова Елена Анатольевна - профессор кафедры конституционного и муниципального права факультета права Нацио­нального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Директор инсти­тута мониторинга эффективности правоприменения Общественной палаты России, доктор юридических наук. Адрес: 101000,  Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: pravoslovo@mail.ru.Статья является попыткой анализа трансформации взаимоотношений государства и общества в современной России. В ней анализируется реакция населения на пять наиболее резонансных изме­нений российского законодательства, принятых в 2012-2013 гг.: ужесточение санкций за участие в публичных мероприятиях, введение понятия некоммерческой организации — иностранного агента, ограничение свободы дискуссии в средствах массовой информации и сети Интернет, расширение понятия запрещенной политической деятельности. Поправки в законодательство стали ответом на резко возросшую с зимы 2011-2012 гг. общественную активность граждан. Каждый из рассма­триваемых законов стал предметом жесткой критики со стороны общества, а их применение было фактически блокировано.Общественная экспертиза подтвердила наличие у всех них схожих дефектов, касающихся как со­держания закона (подмена его предмета и законодательного целеполагания), так и процедуры его принятия (крайняя поспешность, голосование без необходимого обсуждения, с нарушением правил и принципов законодательного процесса). Законы принимали «по конкретному случаю» — ad hoc. Это делает все пять актов сомнительно конституционными и влекущими нарушение конституцион­ных прав граждан. Кроме того, они вступают в противоречие с международными обязательствами, взятыми на себя Россией. Всем рассматриваемым актам присуща правовая неопределенность (не­ясность, двусмысленность изложения нормативного материала). Наконец, все анализируемые нор­мативные акты в той или иной степени нарушают системность и непротиворечивость российского законодательства. Ответом общества на неадекватное правовое регулирование стало осознанное гражданское неповиновение.В связи с этим особенно важен анализ причин сложившейся ситуации, которая в данном случае кроется в порядке проведения выборов и подсчета голосов. Происходит отрицательный отбор при формировании депутатского корпуса: его персональный состав зависит от степени лояльности его большинства к Президенту и исполнительной власти. Отсюда берут начало депрофессионализа­ция законотворческой деятельности российского парламента и снижение его компетентности, а также крайне низкий уровень оценки деятельности парламента обществом.} }