@ARTICLE{26583261_114491500_2013, author = {В. А. Сивицкий}, keywords = {, подготовка юристов, болонский процесс, бакалавриат, конституционная модель юриста, юридический прагматизм, магистратураюридическое образование}, title = {Начало комплексному осмыслению состояния российского юридического образования положено, что дальше?}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2013}, number = {4}, pages = {191-195}, url = {https://law-journal.hse.ru/2013--4/114491500.html}, publisher = {}, abstract = {Сивицкий Владимир Александрович - профессор кафедры конституционного и административного права Санкт-Петербургского филиала (кампуса) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук. Адрес: 190008, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16. E-mail: VASivickiy@mail.ru.Представленный текст является рецензией на книгу Н.С. Бондаря «Российское юридическое об-разование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии»(Серия «Библиотечка судебного конституционализма. Вып. 3., М., 2013). Констатируется, что книгаН.С. Бондаря — первая отдельная книга, в которой комплексно и системно говорится о проблемахсовременного российского юридического образования. Отмечается содержательная и эмоциональ-ная насыщенность книги, несмотря на ее небольшой объем, огромный вклад ее автора в переводдискуссии о российском юридическом образовании в публицистический формат.Предпринята попытка дискуссии с отдельными идеями, выраженными Н.С. Бондарем. Так, он скеп-тически относится к болонскому процессу в юридическом образовании. В ответ предпринята по-пытка взглянуть на ситуацию более лояльно, с учетом возможностей крупных центров юридиче-ского образования действовать и в этих условиях, а также возможность воспользоваться моделью«бакалавриата — магистратуры» для определенной чистки юридического образовательного про-странства (необходимость которой не отрицает и автор книги) путем недопущения магистратуры вслабых юридических вузах.Н.С. Бондарь говорит о необходимости обеспечивать «конституционную модель современногоюриста», которая должна преодолеть «крайности правоохранительной и предпринимательскоймоделей юриста» и ошибочную, как он полагает, «философию юридического прагматизма». В от-вет предпринята попытка показать уязвимость юриста, подготовленного по «конституционноймодели», в практической деятельности в современных условиях. Поэтому предлагается в разныхцентрах юридического образования конкурентно и качественно реализовывать разные моделиподготовки юристов, не предпринимая ломку структуры юридического образования под какое-тоединообразное представление о должной модели подготовки юриста. Это не отрицает необходи-мость более тщательного усвоения конституционно-правовых приемов и способов защиты правприменительно к каждой отрасли права.В качестве вывода констатируется, что благодаря рецензируемой книге Н.С. Бондаря начало ком-плексному осмыслению состояния российского юридического образования положено.}, annote = {Сивицкий Владимир Александрович - профессор кафедры конституционного и административного права Санкт-Петербургского филиала (кампуса) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук. Адрес: 190008, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16. E-mail: VASivickiy@mail.ru.Представленный текст является рецензией на книгу Н.С. Бондаря «Российское юридическое об-разование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии»(Серия «Библиотечка судебного конституционализма. Вып. 3., М., 2013). Констатируется, что книгаН.С. Бондаря — первая отдельная книга, в которой комплексно и системно говорится о проблемахсовременного российского юридического образования. Отмечается содержательная и эмоциональ-ная насыщенность книги, несмотря на ее небольшой объем, огромный вклад ее автора в переводдискуссии о российском юридическом образовании в публицистический формат.Предпринята попытка дискуссии с отдельными идеями, выраженными Н.С. Бондарем. Так, он скеп-тически относится к болонскому процессу в юридическом образовании. В ответ предпринята по-пытка взглянуть на ситуацию более лояльно, с учетом возможностей крупных центров юридиче-ского образования действовать и в этих условиях, а также возможность воспользоваться моделью«бакалавриата — магистратуры» для определенной чистки юридического образовательного про-странства (необходимость которой не отрицает и автор книги) путем недопущения магистратуры вслабых юридических вузах.Н.С. Бондарь говорит о необходимости обеспечивать «конституционную модель современногоюриста», которая должна преодолеть «крайности правоохранительной и предпринимательскоймоделей юриста» и ошибочную, как он полагает, «философию юридического прагматизма». В от-вет предпринята попытка показать уязвимость юриста, подготовленного по «конституционноймодели», в практической деятельности в современных условиях. Поэтому предлагается в разныхцентрах юридического образования конкурентно и качественно реализовывать разные моделиподготовки юристов, не предпринимая ломку структуры юридического образования под какое-тоединообразное представление о должной модели подготовки юриста. Это не отрицает необходи-мость более тщательного усвоения конституционно-правовых приемов и способов защиты правприменительно к каждой отрасли права.В качестве вывода констатируется, что благодаря рецензируемой книге Н.С. Бондаря начало ком-плексному осмыслению состояния российского юридического образования положено.} }