@ARTICLE{26583261_114490628_2013, author = {С. В. Подкопаев}, keywords = {, прокуратура, гарантии независимости прокуроров, коллегиальные начала, органы прокурорского самоуправления, квалификационно-дисциплинарные комиссиизаконопроект}, title = {Органы прокурорского сообщества: опыт становления в Украине}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2013}, number = {4}, pages = {164-173}, url = {https://law-journal.hse.ru/2013--4/114490628.html}, publisher = {}, abstract = {Подкопаев Сергей Васильевич - прокурор организационно-методического отдела Главного управления представительства в суде, защиты интересов граждан и государства при исполнении судебных решений, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: 01011, Украина, г. Киев, ул. Резницкая, д. 13/15. E-mail: s.podkopaev@g.mail.com.Современный этап реформирования прокуратуры в Украине является достаточно динамичным. В 2012 г. был принят и вступил в силу Уголовный процессуальный кодекс Украины, фактически изменивший концепцию уголовного процесса, а также статус прокурора на его досудебных стадиях; внесены изменения в Закон Украины «О прокуратуре», которые оптимизируют полномочия прокурора вне уголовной сферы. В текущем году рабочей группой, созданной Президентом Украины, разработан проект нового закона Украины «О прокуратуре», внесенный в конце октября 2013 г. на рассмотрение украинского парламента.Реальная необходимость повышения результативности и эффективности прокурорской деятельности, в частности путем создания (выработки) достаточных гарантий для ее реализации (в том числе гарантий независимости прокуроров), обусловили обращение разработчиков проекта к международному и зарубежному опыту в этой сфере.В международных документах прямо не указывается на необходимость коллегиального решения вопросов, связанных с назначением прокуроров на должности, прохождением ими службы (включая перемещения), прекращением полномочий (в том числе в дисциплинарном порядке). Однако к такому выводу можно прийти исходя из анализа содержания норм, в которых речь идет о справедливых, беспристрастных и объективных процедурах.В некоторых странах (Франции, Португалии, Польше, Молдове и др.) ряд вопросов, касающихся статуса прокуроров, решается именно коллегиальными органами.Проект закона Украины «О прокуратуре» предусматривает создание органов прокурорского самоуправления и квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров, следовательно, и изменение объема принципа коллегиальности. Кроме того, пересматривается содержание традиционных принципов организации и деятельности прокуратуры — централизации (в ст. 3 «Принципы деятельности прокуратуры» законопроекта этот принцип вообще не обозначен, а вывод о его наличии можно сделать на основании анализа иных статей) и единоначалия.В статье анализируются принципиально новые положения проекта закона Украины «О прокуратуре», касающиеся создания органов прокурорского самоуправления и квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров, раскрывается сущность этих органов}, annote = {Подкопаев Сергей Васильевич - прокурор организационно-методического отдела Главного управления представительства в суде, защиты интересов граждан и государства при исполнении судебных решений, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: 01011, Украина, г. Киев, ул. Резницкая, д. 13/15. E-mail: s.podkopaev@g.mail.com.Современный этап реформирования прокуратуры в Украине является достаточно динамичным. В 2012 г. был принят и вступил в силу Уголовный процессуальный кодекс Украины, фактически изменивший концепцию уголовного процесса, а также статус прокурора на его досудебных стадиях; внесены изменения в Закон Украины «О прокуратуре», которые оптимизируют полномочия прокурора вне уголовной сферы. В текущем году рабочей группой, созданной Президентом Украины, разработан проект нового закона Украины «О прокуратуре», внесенный в конце октября 2013 г. на рассмотрение украинского парламента.Реальная необходимость повышения результативности и эффективности прокурорской деятельности, в частности путем создания (выработки) достаточных гарантий для ее реализации (в том числе гарантий независимости прокуроров), обусловили обращение разработчиков проекта к международному и зарубежному опыту в этой сфере.В международных документах прямо не указывается на необходимость коллегиального решения вопросов, связанных с назначением прокуроров на должности, прохождением ими службы (включая перемещения), прекращением полномочий (в том числе в дисциплинарном порядке). Однако к такому выводу можно прийти исходя из анализа содержания норм, в которых речь идет о справедливых, беспристрастных и объективных процедурах.В некоторых странах (Франции, Португалии, Польше, Молдове и др.) ряд вопросов, касающихся статуса прокуроров, решается именно коллегиальными органами.Проект закона Украины «О прокуратуре» предусматривает создание органов прокурорского самоуправления и квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров, следовательно, и изменение объема принципа коллегиальности. Кроме того, пересматривается содержание традиционных принципов организации и деятельности прокуратуры — централизации (в ст. 3 «Принципы деятельности прокуратуры» законопроекта этот принцип вообще не обозначен, а вывод о его наличии можно сделать на основании анализа иных статей) и единоначалия.В статье анализируются принципиально новые положения проекта закона Украины «О прокуратуре», касающиеся создания органов прокурорского самоуправления и квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров, раскрывается сущность этих органов} }