@ARTICLE{26583261_112160904_2013, author = {Д. М. Рогальчук}, keywords = {, судоустройство, законный суд, создание, реорганизация и упразднение судов, объединение субъектов федерацииперевод судей}, title = {Реорганизация судов в связи с объединением субъектов Российской Федерации и стандарт законного суда}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2013}, number = {4}, pages = {77-94}, url = {https://law-journal.hse.ru/2013--4/112160904.html}, publisher = {}, abstract = {Рогальчук Дмитрий Михайлович - соискатель кафедры судебной власти и организации правосудия факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.  E-mail: dimitron@list.ru.В статье анализируются (с точки зрения соблюдения гарантий законного суда, в качестве необходимой предпосылки справедливого правосудия) ситуации создания и упразднения судов в действующей судебной системе Российской Федерации, связанные с объединением субъектов Федерации. Проведенный анализ стандарта законного суда в узком и широком смысле приводит к обоснованному выводу, что международный стандарт законного суда предполагает одновременное присутствие таких принципиальных черт понятия «суд», как его независимость, беспристрастностьи компетентность. В то же время в статье выделяется и рассматривается более узкий и специальный аспект пони-мания законного суда как создаваемого исключительно на основе закона. Этим требованием обе-спечивается такое условие организации судебной системы, как ее стабильность, и обеспечиваетсяневозможность произвольных и легких решений по изменению судебного устройства, что являетсяважной предпосылкой независимости судов. Рассматривая процессы реорганизации судов в объединяющихся субъектах, можно обнаружить ряд вопросов, касающихся соблюдения требования создания и упразднения судов только на основании правового закона, а также соблюдения общего порядка освобождения судей упраздняемых судов и их назначения на должность во вновь образуемые суды (это касается как назначенных пожизненно судей федеральных судов, так и мировыхсудей). В результате подробного анализа нормативных правовых актов как федерального уровня, таки уровня субъекта Федерации, затрагивающих судьбу судов объединяемых и вновь образуемыхсубъектов, делается вывод, что существующее в этой области законодательное регулирование неимеет необходимой конкретизации. В текстах закона не только не определяется порядок, но и неконстатируется сам факт упразднения и создания каждого конкретного суда, а также не содержатся нормы о статусе судей упраздняемых судов. Помимо создания и упразднения федеральных судов, также рассматриваются проблемы реорганизации судов в системе мировой юстиции; формулируются предложения по ее дальнейшему совершенствованию, в том числе о необходимости достаточного и более конкретизированного регу-лирования мировой юстиции на уровне федерального законодательства. В статье делается вывод, что гарантии законного суда имеют отнюдь не только теоретический смысл.}, annote = {Рогальчук Дмитрий Михайлович - соискатель кафедры судебной власти и организации правосудия факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.  E-mail: dimitron@list.ru.В статье анализируются (с точки зрения соблюдения гарантий законного суда, в качестве необходимой предпосылки справедливого правосудия) ситуации создания и упразднения судов в действующей судебной системе Российской Федерации, связанные с объединением субъектов Федерации. Проведенный анализ стандарта законного суда в узком и широком смысле приводит к обоснованному выводу, что международный стандарт законного суда предполагает одновременное присутствие таких принципиальных черт понятия «суд», как его независимость, беспристрастностьи компетентность. В то же время в статье выделяется и рассматривается более узкий и специальный аспект пони-мания законного суда как создаваемого исключительно на основе закона. Этим требованием обе-спечивается такое условие организации судебной системы, как ее стабильность, и обеспечиваетсяневозможность произвольных и легких решений по изменению судебного устройства, что являетсяважной предпосылкой независимости судов. Рассматривая процессы реорганизации судов в объединяющихся субъектах, можно обнаружить ряд вопросов, касающихся соблюдения требования создания и упразднения судов только на основании правового закона, а также соблюдения общего порядка освобождения судей упраздняемых судов и их назначения на должность во вновь образуемые суды (это касается как назначенных пожизненно судей федеральных судов, так и мировыхсудей). В результате подробного анализа нормативных правовых актов как федерального уровня, таки уровня субъекта Федерации, затрагивающих судьбу судов объединяемых и вновь образуемыхсубъектов, делается вывод, что существующее в этой области законодательное регулирование неимеет необходимой конкретизации. В текстах закона не только не определяется порядок, но и неконстатируется сам факт упразднения и создания каждого конкретного суда, а также не содержатся нормы о статусе судей упраздняемых судов. Помимо создания и упразднения федеральных судов, также рассматриваются проблемы реорганизации судов в системе мировой юстиции; формулируются предложения по ее дальнейшему совершенствованию, в том числе о необходимости достаточного и более конкретизированного регу-лирования мировой юстиции на уровне федерального законодательства. В статье делается вывод, что гарантии законного суда имеют отнюдь не только теоретический смысл.} }