@ARTICLE{26583261_96432271_2013, author = {П. Н. Панченко}, keywords = {, преступность, эффективность, причины, борьба, меры, анализ, политика, перспектива, направления, содержание, деятельностьсфера}, title = {План наступления на преступность: опыт создания проекта уголовной политики второго десятилетия XXI века}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2013}, number = {3}, pages = {87-107}, url = {https://law-journal.hse.ru/2013--3/96432271.html}, publisher = {}, abstract = {Панченко Павел Николаевич - профессор, заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук. Адрес: 603155, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, улю Б. Печерская, д. 25/12. E-mail: panvest@mail.ruНа основе анализа преступности, ее причин и предпринимаемых в целях борьбы с ней мер, а также с учетом представлений студентов-юристов НИУ ВШЭ - Нижний Новгород о том, какой должна быть сегодня уголовная политика, намечены основные контуры данной политики. Показаны ее направления,  раскрыто их содержание, сформулированы предложения по повышению эффективности организационной, правовой и иной деятельности в соответствующей сфере. Студенты сошлись в том, что поставить преступность под жесткий контроль может лишь власть, имеющая на этот счет твердо выраженную политическую волю, к тому же опирающаяся не только на уголовное право, но и на широкий комплекс других факторов, начиная от политических, экономических, социальных, культурных, организационных и кончая факторами общей и индивидуальной профилактики преступлений. Предлагается формировать уголовную политику нового времени на основе научных представлений о перспективах дальнейшего развития морально-нравственных, конституционных и международно-правовых основ данной политики. Необходимо глубоко и всесторонне изучать преступность и предпринимаемые в целях борьбы с ней мер, выявлять различные стороны данной борьбы, налаживать точную, полную, объективную и систематизированную статистику преступности, реформироватьвсю систему правоохранительных органов (а не только органов внутренних дел). Наряду с внедрением в практику деятельности правоохранительных органов принципа неотвратимости ответственности, надо сделать реальным и принцип независимости судей. Предлагая делать ставку именно на науку, студенты выступают за более тщательное, глубокое и всестороннее изучение причин преступности. Если мы все еще не понимаем, откуда у преступности «растут ноги», то на первых порах надо хотя бы спросить об этом преступников, в том числе на следствии, в суде, а также во время отбывания ими наказания - они-то не могут не знать этого. Нельзя интересоваться доказательствами события преступления и совершенно не думать о главном, а именно о том, почему люди совершают преступления. Подведены первые итоги реформирования «милиции в полицию» и показаны возможные новые шаги в данном направлении. Намечены пути совершенствования уголовного законодательства и практики его совершенствования на завершающем этапе переходного периода и начальном этапе периода активного созидательного развития.}, annote = {Панченко Павел Николаевич - профессор, заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук. Адрес: 603155, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, улю Б. Печерская, д. 25/12. E-mail: panvest@mail.ruНа основе анализа преступности, ее причин и предпринимаемых в целях борьбы с ней мер, а также с учетом представлений студентов-юристов НИУ ВШЭ - Нижний Новгород о том, какой должна быть сегодня уголовная политика, намечены основные контуры данной политики. Показаны ее направления,  раскрыто их содержание, сформулированы предложения по повышению эффективности организационной, правовой и иной деятельности в соответствующей сфере. Студенты сошлись в том, что поставить преступность под жесткий контроль может лишь власть, имеющая на этот счет твердо выраженную политическую волю, к тому же опирающаяся не только на уголовное право, но и на широкий комплекс других факторов, начиная от политических, экономических, социальных, культурных, организационных и кончая факторами общей и индивидуальной профилактики преступлений. Предлагается формировать уголовную политику нового времени на основе научных представлений о перспективах дальнейшего развития морально-нравственных, конституционных и международно-правовых основ данной политики. Необходимо глубоко и всесторонне изучать преступность и предпринимаемые в целях борьбы с ней мер, выявлять различные стороны данной борьбы, налаживать точную, полную, объективную и систематизированную статистику преступности, реформироватьвсю систему правоохранительных органов (а не только органов внутренних дел). Наряду с внедрением в практику деятельности правоохранительных органов принципа неотвратимости ответственности, надо сделать реальным и принцип независимости судей. Предлагая делать ставку именно на науку, студенты выступают за более тщательное, глубокое и всестороннее изучение причин преступности. Если мы все еще не понимаем, откуда у преступности «растут ноги», то на первых порах надо хотя бы спросить об этом преступников, в том числе на следствии, в суде, а также во время отбывания ими наказания - они-то не могут не знать этого. Нельзя интересоваться доказательствами события преступления и совершенно не думать о главном, а именно о том, почему люди совершают преступления. Подведены первые итоги реформирования «милиции в полицию» и показаны возможные новые шаги в данном направлении. Намечены пути совершенствования уголовного законодательства и практики его совершенствования на завершающем этапе переходного периода и начальном этапе периода активного созидательного развития.} }