Скрыть
Раскрыть

Контактная информация

Адрес редакции

109028 Москва, Большой Трёхсвятительский пер., 3, офис 113

Тел. +7 (495) 531-00-00
Доб. 22654

e-mail: lawjournal@hse.ru

Адрес издателя и распространителя

Фактический: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, 33, к. 4, Издательский дом ВШЭ.

Почтовый: 101990, Москва, ул. Мясницкая, 20

Тел./факс: (495) 772-95-90 e-mail: id@hse.ru


Дудин П. Н.1
  • 1 Бурятский государственный университет, 670000, Российская Федерация, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24а

Становление и нормативное закрепление теократической монархии в Монголии в 1911–1924 годах

2013. № 2. С. 156–161 [содержание номера]
Дудин Павел Николаевич - старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства юридического факультета Бурятского государственного университета, кандидат политических наук. Адрес: 670000, Российская Федерация, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24а. E-mail: dudinpavel@mail.ru.

С распадом государства Цин в октябре 1911 г. усилилась национально-освободительная борьба на таких ее окраинах, как Монголия, активизировались центробежные силы, которые привел к провозглашению в декабре 1911 г. независимость страны. При этом статус Внешней Монголии до 1945 г. оставался неопределенным: несмотря на фактическую самостоятельность и проведение собственной (с опорой на Россию/СССР) внутренней и внешней политики, в международных документах с участием монгольской, российской и китайской сторон, Халха продолжала считаться часть территории Китайской Республики.

Ряд внутренних и внешних причин привели монголов Халхи в 1911 к созданию своеобразной формы теократии. Однако, представители «Золотого рода» - потомки великого Чингисхана не встали во главе нового политического образования. В Монголии, где религиозные институты традиционно играли важную роль в жизни общества, волна религиозного возрождения вызвала теократизацию государственно-властных отношений. Фигурой, представляющей божественное провидение, традиционно выступал Богдо-гэгэн VIII, также являющийся Халха-Джебдзун-Дамба-хутухтой. Именно эта форма политического воплощения глвы государства и позволила Халхе институционализироваться. Статус и значение самого Богдо-гэгэна, который получил титул Богдо-хана (Великого хана – в соответствии с традицией Чингисовой эпохи), играли ключевую роль в процессе национального возрождения и консолидации разных политических и религиозных сил. На начальном этапе именно он был способен к объединению всех политических сил, обеспечивших успешное государствостроительство.
Данная форма политического устройства нашла свое закрепление и в ряде нормативных правовых актов, преимущественно относимых к числу международных договоров, непременным участником которых была Россия.
После изгнания китайских оккупантов в 1921 г. ситуация изменилась. Полномочия Богдо-хана были урезаны в политической сфере «Клятвенным договором» между главой государства и так называемым «Народным правительством», однако достигнутый баланс просуществовал недолго. Идея объединения всех монгольских народностей под знаменем суверенного теократического образования под эгидой такого же монарха-суверена утратила актуальность из-за отсутствия национального единства. А в 1924 г., после смерти Богдо-хана, форма правления была изменена с провозглашением Внешней Монголии в качестве республики.

Библиографическое описание: Дудин П.Н. Становление и нормативное закрепление теократической монархии в Монголии в 1911–1924 годах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 2. С. 156-161.
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss