@ARTICLE{26583261_89027299_2013, author = {П. Н. Дудин}, keywords = {, власть, религия, монархия, государственность, независимостьдоговор}, title = {Становление и нормативное закрепление теократической монархии в Монголии в 1911–1924 годах}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2013}, number = {2}, pages = {156-161}, url = {https://law-journal.hse.ru/2013--2/89027299.html}, publisher = {}, abstract = {Дудин Павел Николаевич - старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства юридического факультета Бурятского государственного университета, кандидат политических наук. Адрес: 670000, Российская Федерация, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24а. E-mail: dudinpavel@mail.ru.С распадом государства Цин в октябре 1911 г. усилилась национально-освободительная борьба на таких ее окраинах, как Монголия, активизировались центробежные силы, которые привел к провозглашению в декабре 1911 г. независимость страны. При этом статус Внешней Монголии до 1945 г. оставался неопределенным: несмотря на фактическую самостоятельность и проведение собственной (с опорой на Россию/СССР) внутренней и внешней политики, в международных документах с участием монгольской, российской и китайской сторон, Халха продолжала считаться часть территории Китайской Республики.Ряд внутренних и внешних причин привели монголов Халхи в 1911 к созданию своеобразной формы теократии. Однако, представители «Золотого рода» - потомки великого Чингисхана не встали во главе нового политического образования. В Монголии, где религиозные институты традиционно играли важную роль в жизни общества, волна религиозного возрождения вызвала теократизацию государственно-властных отношений. Фигурой, представляющей божественное провидение, традиционно выступал Богдо-гэгэн VIII, также являющийся Халха-Джебдзун-Дамба-хутухтой. Именно эта форма политического воплощения глвы государства и позволила Халхе институционализироваться. Статус и значение самого Богдо-гэгэна, который получил титул Богдо-хана (Великого хана - в соответствии с традицией Чингисовой эпохи), играли ключевую роль в процессе национального возрождения и консолидации разных политических и религиозных сил. На начальном этапе именно он был способен к объединению всех политических сил, обеспечивших успешное государствостроительство.Данная форма политического устройства нашла свое закрепление и в ряде нормативных правовых актов, преимущественно относимых к числу международных договоров, непременным участником которых была Россия.После изгнания китайских оккупантов в 1921 г. ситуация изменилась. Полномочия Богдо-хана были урезаны в политической сфере «Клятвенным договором» между главой государства и так называемым «Народным правительством», однако достигнутый баланс просуществовал недолго. Идея объединения всех монгольских народностей под знаменем суверенного теократического образования под эгидой такого же монарха-суверена утратила актуальность из-за отсутствия национального единства. А в 1924 г., после смерти Богдо-хана, форма правления была изменена с провозглашением Внешней Монголии в качестве республики.}, annote = {Дудин Павел Николаевич - старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства юридического факультета Бурятского государственного университета, кандидат политических наук. Адрес: 670000, Российская Федерация, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24а. E-mail: dudinpavel@mail.ru.С распадом государства Цин в октябре 1911 г. усилилась национально-освободительная борьба на таких ее окраинах, как Монголия, активизировались центробежные силы, которые привел к провозглашению в декабре 1911 г. независимость страны. При этом статус Внешней Монголии до 1945 г. оставался неопределенным: несмотря на фактическую самостоятельность и проведение собственной (с опорой на Россию/СССР) внутренней и внешней политики, в международных документах с участием монгольской, российской и китайской сторон, Халха продолжала считаться часть территории Китайской Республики.Ряд внутренних и внешних причин привели монголов Халхи в 1911 к созданию своеобразной формы теократии. Однако, представители «Золотого рода» - потомки великого Чингисхана не встали во главе нового политического образования. В Монголии, где религиозные институты традиционно играли важную роль в жизни общества, волна религиозного возрождения вызвала теократизацию государственно-властных отношений. Фигурой, представляющей божественное провидение, традиционно выступал Богдо-гэгэн VIII, также являющийся Халха-Джебдзун-Дамба-хутухтой. Именно эта форма политического воплощения глвы государства и позволила Халхе институционализироваться. Статус и значение самого Богдо-гэгэна, который получил титул Богдо-хана (Великого хана - в соответствии с традицией Чингисовой эпохи), играли ключевую роль в процессе национального возрождения и консолидации разных политических и религиозных сил. На начальном этапе именно он был способен к объединению всех политических сил, обеспечивших успешное государствостроительство.Данная форма политического устройства нашла свое закрепление и в ряде нормативных правовых актов, преимущественно относимых к числу международных договоров, непременным участником которых была Россия.После изгнания китайских оккупантов в 1921 г. ситуация изменилась. Полномочия Богдо-хана были урезаны в политической сфере «Клятвенным договором» между главой государства и так называемым «Народным правительством», однако достигнутый баланс просуществовал недолго. Идея объединения всех монгольских народностей под знаменем суверенного теократического образования под эгидой такого же монарха-суверена утратила актуальность из-за отсутствия национального единства. А в 1924 г., после смерти Богдо-хана, форма правления была изменена с провозглашением Внешней Монголии в качестве республики.} }