@ARTICLE{26583261_89027149_2013, author = {Е. В. Постникова}, keywords = {, Суд ЕС, Европейский союз, внутренний рынок, свобода предоставления услуг, право ЕС, услуги, принцип взаимного признания, гармонизация, эквивалентностьпоставщик услуг}, title = {Реализация свободы предоставления услуг: принцип взаимного признания}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2013}, number = {2}, pages = {134-155}, url = {https://law-journal.hse.ru/2013--2/89027149.html}, publisher = {}, abstract = {Постникова Елена Владимировна  - преподаватель кафедры международного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук. Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: l_postnikova@mail.ru.Принцип взаимного признания как общий принцип либерализации трансграничных экономических отношенийв рамках внутреннего рынка ЕС играет немаловажную роль в реализации свободы предоставления услуг. Основной целью статьи является выявление значения принципа взаимного признания для реализации свободы предоставления услуг и оценка эффективности его применения. Особое значение для установления его содержания сыграло решение Суда ЕС по делу 120/78 Cassis de Dijon, которое касалось устранения ограничений свободы движения товаров. В статье излагается суть данного решения. Автором обращается внимание на неоднозначность анализируемого принципа в виду существования в доктрине разных подходов к определению его сути. Подходы отличаются друг от друга, в частности, различным пониманием рассматриваемого принципа в зависимости от его правовой основы. В доктрине часто встречается точка зрения, что принцип взаимного признания применяется в отсутствие гармонизирующих актов на уровне ЕС. Однако другая точка зрения допускает применение данного принципа при минимальной и необязательной гармонизации, а также в рамках «нового подхода» к гармонизации. На основании исследования актов вторичного права ЕС, практики Суда ЕС, а также различных доктринальных взглядов, дается характеристика  содержания принципа взаимного признания. В рамках сферы применения принципа взаимного признания выделяются такие основные формы взаимного признания как  признание лицензий и стандартов, а также признание профессиональных квалификаций и документов, их подтверждающих. Особенности, такого объекта экономических отношений как услуги и их правового регулирования, влияют на применение принципа взаимного признания в этой сфере. Проводится сравнительный анализ товаров и услуг как объектов трансграничных экономических отношений и выявляются особенности применения принципа взаимного признания в сфере предоставления услуг. Дается оценка применения принципа взаимного признания и формулируются причины, препятствующие его реализации. В частности, определяется роль принципа взаимного признания в правовом регулировании заключения государственных контрактов на предоставление услуг. Особое внимание уделяется анализу правового регулирования ЕС в сфере признания профессиональных квалификаций. Анализируются положения Директивы 2005/36 о признании профессиональных квалификаций. В итоге делается вывод, что принцип взаимного признания в полной мере не реализуется, но, несмотря на это наблюдается тенденция к повышению его эффективности в сфере предоставления услуг.}, annote = {Постникова Елена Владимировна  - преподаватель кафедры международного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук. Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: l_postnikova@mail.ru.Принцип взаимного признания как общий принцип либерализации трансграничных экономических отношенийв рамках внутреннего рынка ЕС играет немаловажную роль в реализации свободы предоставления услуг. Основной целью статьи является выявление значения принципа взаимного признания для реализации свободы предоставления услуг и оценка эффективности его применения. Особое значение для установления его содержания сыграло решение Суда ЕС по делу 120/78 Cassis de Dijon, которое касалось устранения ограничений свободы движения товаров. В статье излагается суть данного решения. Автором обращается внимание на неоднозначность анализируемого принципа в виду существования в доктрине разных подходов к определению его сути. Подходы отличаются друг от друга, в частности, различным пониманием рассматриваемого принципа в зависимости от его правовой основы. В доктрине часто встречается точка зрения, что принцип взаимного признания применяется в отсутствие гармонизирующих актов на уровне ЕС. Однако другая точка зрения допускает применение данного принципа при минимальной и необязательной гармонизации, а также в рамках «нового подхода» к гармонизации. На основании исследования актов вторичного права ЕС, практики Суда ЕС, а также различных доктринальных взглядов, дается характеристика  содержания принципа взаимного признания. В рамках сферы применения принципа взаимного признания выделяются такие основные формы взаимного признания как  признание лицензий и стандартов, а также признание профессиональных квалификаций и документов, их подтверждающих. Особенности, такого объекта экономических отношений как услуги и их правового регулирования, влияют на применение принципа взаимного признания в этой сфере. Проводится сравнительный анализ товаров и услуг как объектов трансграничных экономических отношений и выявляются особенности применения принципа взаимного признания в сфере предоставления услуг. Дается оценка применения принципа взаимного признания и формулируются причины, препятствующие его реализации. В частности, определяется роль принципа взаимного признания в правовом регулировании заключения государственных контрактов на предоставление услуг. Особое внимание уделяется анализу правового регулирования ЕС в сфере признания профессиональных квалификаций. Анализируются положения Директивы 2005/36 о признании профессиональных квалификаций. В итоге делается вывод, что принцип взаимного признания в полной мере не реализуется, но, несмотря на это наблюдается тенденция к повышению его эффективности в сфере предоставления услуг.} }