@ARTICLE{26583261_89023452_2013, author = {С. С. Заикин}, keywords = {, выборы, политические партии, избирательные блоки, Центральная избирательная комиссиясоглашения политических партий}, title = {Избирательные блоки в России: история и перспективы развития}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2013}, number = {2}, pages = {63-72}, url = {https://law-journal.hse.ru/2013--2/89023452.html}, publisher = {}, abstract = {Заикин Сергей Сергеевич - аспирант кафедры конституционного и муниципального права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: istoriograf@mail.ru.В статье анализируется история функционирования института избирательных блоков в Российской Федерации, рассматриваются примеры соглашений политических партий и создании избирательных блоков в контексте проходящей реформы партийного и избирательного законодательства. Описываются основные события реформы - снижение избирательного барьера на выборах в Государственную Думу, изменение требований к минимальной численности политических партий с 40 000 членов до 500 членов, отмена института сбора подписей политическими партиями, не представленными в Государственной Думе, при выдвижении кандидатов на выборах в нижнюю палату и т.д. Констатируется резкий рост количества зарегистрированных политических партий, начиная с весны 2012 года, и одновременно обосновывается, что в силу малого количества членов эти партии будут стремиться к объединению в предвыборные союзы, т.е. избирательные блоки. В связи с этим в целях накопления практического опыта проводится анализ истории правового регулирования избирательных блоков, а также соглашений политических партий и иных общественных объединений, вступавших в подобные союзы.Проведенный в статье анализ позволил выявить следующие тенденции в развитии института избирательных блоков в России - наибольшего успеха на федеральном уровне (выборы в Государственную Думу) избирательные блоки добивались в 1993 году, т.е. в самом начале формирования российской избирательной и партийной систем, а также на последних для них выборах в 2003 году, когда они еще обладали статусом избирательных объединений. В то же время в количественном отношении больше всего избирательных блоков было на выборах в Государственную Думу 1995 года, оказавшихся для этих избирательных объединений неудачными - ни один из них не преодолел пятипроцентный барьер. Одновременно правовое регулирование института избирательных блоков шло по пути признания за данными союзами статуса избирательного объединения, но заключения какого-либо соглашения, закрепляющего факт создания избирательного блока, законодательно не требовалось. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своих нормативных правовых актах понимала под соглашением о создании избирательного блока понималось некое решение, выраженное в весьма сжатой форме, фиксирующее принципиальное согласие общественных объединений о вхождении в состав данного блока и о выдвижении совместного списка кандидатов.В качестве примера соглашения о создании избирательного блока в работе проводится детальное исследование Соглашения о создании избирательного блока для совместного участия в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, заключенное 14 сентября 2003 года о создании избирательного блока «Родина», выявляются его преимущества и недостатки.}, annote = {Заикин Сергей Сергеевич - аспирант кафедры конституционного и муниципального права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: istoriograf@mail.ru.В статье анализируется история функционирования института избирательных блоков в Российской Федерации, рассматриваются примеры соглашений политических партий и создании избирательных блоков в контексте проходящей реформы партийного и избирательного законодательства. Описываются основные события реформы - снижение избирательного барьера на выборах в Государственную Думу, изменение требований к минимальной численности политических партий с 40 000 членов до 500 членов, отмена института сбора подписей политическими партиями, не представленными в Государственной Думе, при выдвижении кандидатов на выборах в нижнюю палату и т.д. Констатируется резкий рост количества зарегистрированных политических партий, начиная с весны 2012 года, и одновременно обосновывается, что в силу малого количества членов эти партии будут стремиться к объединению в предвыборные союзы, т.е. избирательные блоки. В связи с этим в целях накопления практического опыта проводится анализ истории правового регулирования избирательных блоков, а также соглашений политических партий и иных общественных объединений, вступавших в подобные союзы.Проведенный в статье анализ позволил выявить следующие тенденции в развитии института избирательных блоков в России - наибольшего успеха на федеральном уровне (выборы в Государственную Думу) избирательные блоки добивались в 1993 году, т.е. в самом начале формирования российской избирательной и партийной систем, а также на последних для них выборах в 2003 году, когда они еще обладали статусом избирательных объединений. В то же время в количественном отношении больше всего избирательных блоков было на выборах в Государственную Думу 1995 года, оказавшихся для этих избирательных объединений неудачными - ни один из них не преодолел пятипроцентный барьер. Одновременно правовое регулирование института избирательных блоков шло по пути признания за данными союзами статуса избирательного объединения, но заключения какого-либо соглашения, закрепляющего факт создания избирательного блока, законодательно не требовалось. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своих нормативных правовых актах понимала под соглашением о создании избирательного блока понималось некое решение, выраженное в весьма сжатой форме, фиксирующее принципиальное согласие общественных объединений о вхождении в состав данного блока и о выдвижении совместного списка кандидатов.В качестве примера соглашения о создании избирательного блока в работе проводится детальное исследование Соглашения о создании избирательного блока для совместного участия в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, заключенное 14 сентября 2003 года о создании избирательного блока «Родина», выявляются его преимущества и недостатки.} }