@ARTICLE{26583261_89023337_2013, author = {Е. А. Каюров}, keywords = {, конституция, конституционная экономика, государственные (муниципальные) финансы, бюджетный федерализм, бюджетная политика, налоги, межбюджетные трансфертыпубличная власть}, title = {Конституционно-правовое регулирование государственных (муниципальных) финансов в России}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2013}, number = {2}, pages = {48-62}, url = {https://law-journal.hse.ru/2013--2/89023337.html}, publisher = {}, abstract = {Каюров Евгений Александрович - аспирант кафедры государственного и административного права Самарского государственного университета. Адрес: 443011, Российская Федерация, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1. E-mail: kayurove@mail.ru. Статья посвящена исследованию современного состояния конституционно-правового регулирования в области государственных (муниципальных) финансов.Прежде всего, автор обращает внимание на заложенные в Конституции России основы в области формирования, использования публичных финансов, что позволяет проследить дальнейшее соответствие между действующим правовым регулированием и нормами Конституции РФ.Данное исследование затрагивает область молодого научного направления - конституционной экономики. В частности, вопросы формирования, использования общественных финансов, контроля за их использованием являются предметом изучения конституционной экономики, направленной на анализ принципов оптимального сочетания идей эффективных экономических (финансовых) решений для максимального развития и исполнения конституционных гарантий и принципов в целом. Авторская позиция рассматриваемой проблематики способствует, в том числе развитию данного научного течения в России.Работа разделена на три блока, исходя из целесообразности отдельного изучения составных элементов и характеристик общественных финансов. В частности, автором уделяется особое внимание основным началам государственных (муниципальных) финансов, общим принципам бюджетной политики и бюджетного процесса, принципам и идеям бюджетного федерализма.По результатам анализа действующего в России законодательства, сложившейся практики, а также с учетом сравнительной характеристики конституционно-правового регулирования смежных вопросов в зарубежных государствах, автором предлагается ряд предложений и рекомендаций, которые могли бы в настоящее время повысить эффективность использования на практике государственных (муниципальных) финансов.В частности, в рамках исследования первого блока автором выдвигаются концепции закрепления не обременительной системы налогообложения, основанной на экономической способности населения; введения принципа экономичности использования бюджетных средств; введения принципа обоснованности и целесообразности налоговой привилегии и т.д.В рамках исследования вопросов, обозначенных во втором блоке, автором акцентируется внимание на недостаточное правовое регулирование отношений в части непосредственного участия граждан России в бюджетном процессе.В рамках исследования третьего блока, автор обращается к сравнительному правовому анализу конституций зарубежных стран и России в области бюджетного федерализма, по результатам чего приходит к выводу о необоснованном недостаточном конституционном регулировании в части установления общих начал формирования доходной базы уровней публичной власти, а также в части определения системы межбюджетного взаимодействия.}, annote = {Каюров Евгений Александрович - аспирант кафедры государственного и административного права Самарского государственного университета. Адрес: 443011, Российская Федерация, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1. E-mail: kayurove@mail.ru. Статья посвящена исследованию современного состояния конституционно-правового регулирования в области государственных (муниципальных) финансов.Прежде всего, автор обращает внимание на заложенные в Конституции России основы в области формирования, использования публичных финансов, что позволяет проследить дальнейшее соответствие между действующим правовым регулированием и нормами Конституции РФ.Данное исследование затрагивает область молодого научного направления - конституционной экономики. В частности, вопросы формирования, использования общественных финансов, контроля за их использованием являются предметом изучения конституционной экономики, направленной на анализ принципов оптимального сочетания идей эффективных экономических (финансовых) решений для максимального развития и исполнения конституционных гарантий и принципов в целом. Авторская позиция рассматриваемой проблематики способствует, в том числе развитию данного научного течения в России.Работа разделена на три блока, исходя из целесообразности отдельного изучения составных элементов и характеристик общественных финансов. В частности, автором уделяется особое внимание основным началам государственных (муниципальных) финансов, общим принципам бюджетной политики и бюджетного процесса, принципам и идеям бюджетного федерализма.По результатам анализа действующего в России законодательства, сложившейся практики, а также с учетом сравнительной характеристики конституционно-правового регулирования смежных вопросов в зарубежных государствах, автором предлагается ряд предложений и рекомендаций, которые могли бы в настоящее время повысить эффективность использования на практике государственных (муниципальных) финансов.В частности, в рамках исследования первого блока автором выдвигаются концепции закрепления не обременительной системы налогообложения, основанной на экономической способности населения; введения принципа экономичности использования бюджетных средств; введения принципа обоснованности и целесообразности налоговой привилегии и т.д.В рамках исследования вопросов, обозначенных во втором блоке, автором акцентируется внимание на недостаточное правовое регулирование отношений в части непосредственного участия граждан России в бюджетном процессе.В рамках исследования третьего блока, автор обращается к сравнительному правовому анализу конституций зарубежных стран и России в области бюджетного федерализма, по результатам чего приходит к выводу о необоснованном недостаточном конституционном регулировании в части установления общих начал формирования доходной базы уровней публичной власти, а также в части определения системы межбюджетного взаимодействия.} }