@ARTICLE{26583261_80116000_2013, author = {М. В. Антонов}, keywords = {, нормативность, Кельзен, чистое учение о праве, правопорядок, основная норма, конституционный надзор, философия праваправовой позитивизм}, title = {Ганс Кельзен (1881–1973): основные вехи интеллектуального пути}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2013}, number = {1}, pages = {3-15}, url = {https://law-journal.hse.ru/2013--1/80116000.html}, publisher = {}, abstract = {Антонов Михаил Валерьевич - доцент кафедры теории и истории права и государства юридического факультета Санкт-Петербургcкого филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук. Адрес: 198099 г. Санкт-Петербург, ул. Промышленная, д. 17, к. 305. E-mail: mantonov@hse.ru.В статье дается общая характеристика правовой концепции известнейшего правоведа XX века Ганса Кельзена (1881-1973) и исследуются основные биографические факты его интеллектуального пути. Автор особенно подчеркивает связь между развитием представлений Кельзена о праве и его практической деятельностью как преподавателя, юриста, судьи. В работе делается акцент на формировании взглядов австрийского ученого до начала Второй мировой войны — именно в этот период, по мнению автора статьи, были заложены мировоззренческие и концептуальные основы чистого учения о праве. Кельзен поставил перед наукой о праве, служению которой посвятил свою жизнь, кардинальные по своей значимости вопросы, уйти от которых эта наука уже не может, — вопросы о последних основаниях действительности правовых норм, о гносеологических условиях единства правового порядка, о взаимоопределимости понятий государства и права. Эти вопросы обсуждались Кельзеном в ракурсе проблем демократии, справедливости, верховенства права - редкая работа современных европейских правоведов по этим аспектам обходится без упоминания соответствующих идей австрийского правоведа. Основной перспективой кельзеновской концепции, несомненно, является оригинальное обоснование идеи о верховенстве права в рамках той версии юридического нормативизма, которая получила название «чистое учение о праве». Под чистым учением о праве Кельзен понимал теорию, из которой устранены все элементы, чуждые юридическому мышлению. Правоведение должно заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, а специфически нормативным содержанием права. Очищение правоведения от элементов социологии, этики и других общественных наук одновременно давало возможность преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой. В современной западной правовой традиции учение Кельзена является своеобразным локусом, вокруг которого строятся научные дискуссии о нормах права. Но его правовое учение весьма сложно для восприятия; оно вызывает неоднозначную реакцию у правоведов и имеет различные интерпретации, на что делает особый акцент автор статьи.}, annote = {Антонов Михаил Валерьевич - доцент кафедры теории и истории права и государства юридического факультета Санкт-Петербургcкого филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук. Адрес: 198099 г. Санкт-Петербург, ул. Промышленная, д. 17, к. 305. E-mail: mantonov@hse.ru.В статье дается общая характеристика правовой концепции известнейшего правоведа XX века Ганса Кельзена (1881-1973) и исследуются основные биографические факты его интеллектуального пути. Автор особенно подчеркивает связь между развитием представлений Кельзена о праве и его практической деятельностью как преподавателя, юриста, судьи. В работе делается акцент на формировании взглядов австрийского ученого до начала Второй мировой войны — именно в этот период, по мнению автора статьи, были заложены мировоззренческие и концептуальные основы чистого учения о праве. Кельзен поставил перед наукой о праве, служению которой посвятил свою жизнь, кардинальные по своей значимости вопросы, уйти от которых эта наука уже не может, — вопросы о последних основаниях действительности правовых норм, о гносеологических условиях единства правового порядка, о взаимоопределимости понятий государства и права. Эти вопросы обсуждались Кельзеном в ракурсе проблем демократии, справедливости, верховенства права - редкая работа современных европейских правоведов по этим аспектам обходится без упоминания соответствующих идей австрийского правоведа. Основной перспективой кельзеновской концепции, несомненно, является оригинальное обоснование идеи о верховенстве права в рамках той версии юридического нормативизма, которая получила название «чистое учение о праве». Под чистым учением о праве Кельзен понимал теорию, из которой устранены все элементы, чуждые юридическому мышлению. Правоведение должно заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, а специфически нормативным содержанием права. Очищение правоведения от элементов социологии, этики и других общественных наук одновременно давало возможность преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой. В современной западной правовой традиции учение Кельзена является своеобразным локусом, вокруг которого строятся научные дискуссии о нормах права. Но его правовое учение весьма сложно для восприятия; оно вызывает неоднозначную реакцию у правоведов и имеет различные интерпретации, на что делает особый акцент автор статьи.} }