|
2013. №1
|
Правовая мысль: история и современность
|
3–15
|
Антонов Михаил Валерьевич - доцент кафедры теории и истории права и государства юридического факультета Санкт-Петербургcкого филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук. Адрес: 198099 г. Санкт-Петербург, ул. Промышленная, д. 17, к. 305. E-mail: mantonov@hse.ru.
В статье дается общая характеристика правовой концепции известнейшего правоведа XX века Ганса Кельзена (1881–1973) и исследуются основные биографические факты его интеллектуального пути. Автор особенно подчеркивает связь между развитием представлений Кельзена о праве и его практической деятельностью как преподавателя, юриста, судьи. В работе делается акцент на формировании взглядов австрийского ученого до начала Второй мировой войны — именно в этот период, по мнению автора статьи, были заложены мировоззренческие и концептуальные основы чистого учения о праве. Кельзен поставил перед наукой о праве, служению которой посвятил свою жизнь, кардинальные по своей значимости вопросы, уйти от которых эта наука уже не может, — вопросы о последних основаниях действительности правовых норм, о гносеологических условиях единства правового порядка, о взаимоопределимости понятий государства и права. Эти вопросы обсуждались Кельзеном в ракурсе проблем демократии, справедливости, верховенства права – редкая работа современных европейских правоведов по этим аспектам обходится без упоминания соответствующих идей австрийского правоведа. Основной перспективой кельзеновской концепции, несомненно, является оригинальное обоснование идеи о верховенстве права в рамках той версии юридического нормативизма, которая получила название «чистое учение о праве». Под чистым учением о праве Кельзен понимал теорию, из которой устранены все элементы, чуждые юридическому мышлению. Правоведение должно заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, а специфически нормативным содержанием права. Очищение правоведения от элементов социологии, этики и других общественных наук одновременно давало возможность преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой. В современной западной правовой традиции учение Кельзена является своеобразным локусом, вокруг которого строятся научные дискуссии о нормах права. Но его правовое учение весьма сложно для восприятия; оно вызывает неоднозначную реакцию у правоведов и имеет различные интерпретации, на что делает особый акцент автор статьи. |
|
16–37
|
Сюкияйнен Леонид Рудольфович - профессор кафедры теории праваи сравнительного правоведения факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: leosyk@mail.ru. С конца 2010 г. многие арабские страны вступили в полосу политических кризисов и радикальных перемен, получивших название «арабская весна». Ислам сыграл свою роль в этом процессе, однако в целом он не был ведущим фактором, вызвавшим данные события. Вместе с тем, политическое развитие большинства отмеченных стран до «арабской весны» характеризовалось тем, что ислам в качестве идейного оружия оказался на стороне оппозиции. Если исламские политические силы, использовавшие религиозную аргументацию, поначалу не были в рядах тех, кто выступил против прежних режимов, то достаточно быстро они сумели перехватить инициативу и захватить власть в ряде стран, прежде всего, в Тунисе и в Египте. Став политическими лидерами с реальными властными полномочиями, исламские силы не перестали обращаться к исламской правовой аргументации для обоснования своего политического курса. Наоборот, роль исламской идеологии в политической конкуренции даже возросла. Выделяется несколько основных течений современной исламской политико-правовой мысли по проблематике политического реформирования арабских стран. Они различаются между собой, прежде всего, шариатскими критериями, лежащими в основе общей направленности каждого из них. Одновременно выбор таких ориентиров объясняется не в последнюю очередь характером отношений отдельных мусульманских деятелей или центров исламской правовой мысли с властью. Тесно связанные между собой концептуально-теоретические и политические ориентиры хорошо просматриваются в подходе современной исламской правовой мысли к проблемам, которые оказываются в центре политических событий «арабской весны», и ведущихся вокруг них идейных спорах с использованием исламской правовой аргументации. Таких вопросов немало, но центральное место среди них занимают два – шариатский взгляд на демонстрации и исламская оценка выступлений против власти вообще. Одни мусульманские политологи и юристы считают демонстрации неприемлемым новшество, а другие приводят различные шариатские аргументы в поддержку массовых уличных выступлений. Подобные различия характеризуют и отношение к выступлениям против власти в целом. «Арабская весна» дала толчок формированию нового направления исламской правовой доктрины, получившего название «фикх революции». По мере своего динамичного развития оно может превратиться в заметную часть современной исламской политической и правовой мысли.
|
|
38–63
|
Гетьман-Павлова Ирина Викторовна - доцент кафедры международного частного права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук. Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: getmanpav@mail.ru. Статья посвящена исследованию понятия «вежливость», разработанного знаменитым юристом XVII в. Ульрихом Губером (1636–1694). Этот автор является наиболее типичным выразителем голландской теории конфликтного права. В работах Губера самым рельефным образом отражена доктрина международной вежливости, составляющая основу голландской школы статутов. Доктрина международной вежливости представляет собой один из наиболее важных и одновременно с этим наименее осмысленных канонов права, используемых судами при разрешении споров, связанных с иностранным правопорядком. Трудность определения международной вежливости частично объясняется тем, что научные исследования в большинстве своем не затрагивают исторический аспект коллизионного права, в рамках которого формировалась и развивалась доктрина международной вежливости. Эта проблема не потеряла актуальности и в наше время, что обуславливает необходимость ее научного изучения. Доктрина вежливости в том виде, в котором мы привыкли ее воспринимать, возникла в XVII веке одновременно с появлением национальных государств в Европе. Ее основателями выступили юристы, представлявшие высокоразвитую голландскую буржуазию. Автором теории вежливости является Павел Вут, но знаменитой эту теорию сделал Ульрих Губер. Он первым использовал фразу «comitas gentium», чтобы описать правомерность применения иностранного права, и настоящая история международной вежливости начинается с него. В своих аксиомах Губер обозначил наиболее важную проблему коллизионного права: каким образом иностранное право может применяться в рамках национальной юрисдикции, если оно носит строго территориальный характер? По существу, этот ученый стал первым автором, который попытался прояснить наиболее спорный и неясный момент – почему иностранный суверен в своем государстве разрешает действие иностранного права. В теории Губера вежливость выступала и теоретическим, и правовым обоснованием при разрешении проблем коллизионного права – суд в одной стране мог применять право другой страны, основываясь на международной вежливости. В статье делается вывод, что практически все аксиомы Губера вошли в современную доктрину и судебную практику (особенно в странах общего права). Губера можно считать основоположником теории национальной природы коллизионных норм и одновременно – основоположником международно-правовой теории МЧП. |
|
64–80
|
Полдников Дмитрий Юрьевич - доцент кафедры теории права и сравнительного правоведения факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат исторических наук. Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: dpoldnikov@hse.ru. Статья посвящена научной доктрине общего права (ius commune) как уникальному явлению в истории континентальной Западной Европы XIV–XVIII вв. Исследуются предпосылки ее возникновения, характерные особенности, причины приобретения научной доктриной статуса формального источника права в зрелое Средневековье, а также утрата этого статуса в Новое время. Предпосылками возникновения научной доктрины стало формирование правовой науки как теоретической дисциплины в первых средневековых университетах Северной Италии XI-XII вв., которая позволила переосмыслить источники римского права в новом историческом контексте, а также потребность европейского населения в более сложных правилах социального регулирования, не получивших должного развития в обычном праве. Начиная с XIII в. в наиболее развитых регионах Западной Европы уже существовала научная доктрина, которая опиралась на теоретическую (схоластическую) науку, предполагала «общее мнение» большинства авторитетных профессоров права (communis opinio), а также формировалась в процессе изучения текстов римского и канонического права в университетской среде. Научная доктрина складывалась в значительной мере самостоятельно по отношению к прочим источникам права, таким как обычаи, королевское, городское и торговое право. Формальная обязательность, как уникальная особенность научной доктрины средневекового ius commune, с одной стороны, стала необходимостью в условиях политической и правовой раздробленности средневекового общества Западной Европы, отсутствия деятельной законодательной власти и особенностей судопроизводства в средневековых городах-коммунах. С другой стороны, она обязана своим высоким статусом своим внутренним достоинствам - универсализму, авторитетности и глубине содержания. В результате к XIV в. городские статуты многих городов-коммун закрепили право судей обращаться за экспертным заключением к ученым экспертам. Усиление центральной власти и все более активная законодательная политика суверенных правителей, формирования государства-нации и распад единого научного пространства в странах Западной Европы в Новое время стали главными причинами утраты к XVIII в. научной доктриной ius commune статуса формального источника права. Однако вплоть до первых кодификаций гражданского права XVIII в. именно «общее мнение докторов (права)» (communis opinio) играло определяющую роль в развитии институтов частного права на европейском континенте. |
Российское право: состояние, перспективы, комментарии
|
81–91
|
Крылова Нинель Сергеевна - ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук. Адрес: 119019, Российская Федерация, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10. E-mail: ninelkrylova@mail.ru.
Статья носит сравнительно-правовой характер. В ней исследуется роль конституции в регулировании финансовой деятельности государства, касающейся сбора, распределения и использования денежных средств. Конституционные принципы закрепляют правила принятия основного финансового закона страны (бюджета), порядок установления и изменения налогов, распределения доходов между уровнями государства (межбюджетные отношения); формы организации и механизм контроля над расходованием государственных средств. Рассматриваются общие принципы конституции, действие которых распространяется на деятельность государства во всех сферах, включая финансовую, а также специальные нормы, касающиеся исключительно финансовых отношений. Автор подчеркивает, что в эпоху конституционализма вся деятельность государства в финансовой области облечена в правовую форму. |
|
92–101
|
Ялбулганов Александр Алибиевич - профессор кафедры финансового права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: yalbulganov@mail.ru. Автор рассматривает вопросы правового регулирования организации и деятельности контрольно - счетных органов субъектов Российской Федерации, порядок их создания и функционирования, анализирует полномочия контрольных органов и порядок их осуществления. В статье подробно анализируется система нормативных правовых актов регулирующих деятельность контрольно-счетных органов. Автор обращается к федеральному закону от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» рассматривая систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержится норма, допускающая осуществление субъектами Российской Федерации собственного правового регулирования по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов; при этом оговаривается, что после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев. Однако, автор отмечает, что именно так и происходило в сфере правового регулирования контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации вплоть до принятия Федерального закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»: субъекты Российской Федерации принимали собственные законы о региональных контрольно-счетных органах, которыми регулировались вопросы организации и деятельности данных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и которые в условиях отсутствия стандартов, установленных федеральным законодательством, могли отличаться друг от друга самым разительным образом. После принятия Федерального закона № 6-ФЗ региональные законы о контрольно-счетных органах в части, не соответствующей нормам Федерального закона, должны в трехмесячный срок быть приведены в соответствие с федеральным законодательством. В то же время, организация и деятельность контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, по мнению автора, могут регулироваться также иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что, и продемонстрировано автором в статье. |
|
102–112
|
Панова Инна Викторовна - судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации профессор, заведующая кафедрой административного права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: ipanova@hse.ru. Городецкая Елена Анатольевна - аспирантка кафедры административного права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: sovetnikvs@yandex.ru.
В статье аргументируется необходимость разработки и принятия федерального закона о государственном регулировании деятельности агропромышленного комплекса с учетом международного регулирования и требований Всемирной торговой организации. В целях обеспечения предсказуемости административно-правового воздействия, его качественности и позитивности административно-правовая доктрина должна выработать новые комплексные инструменты регулирования деятельности агропромышленного комплекса – правовые режимы, обеспечивающие оптимальное соотношение эффективности государственной аграрной политики и соблюдения общественного интереса. Основной целью государственной аграрной политики должно быть обеспечение продовольственной безопасности страны и экономического роста аграрной системы, который возможен только посредством обеспечения необратимого качественного изменения хозяйствующих субъектов в сфере АПК. Предлагается на законодательном уровне определить в качестве одной из основных целей регулирования обеспечение продовольственной безопасности, включить в новый комплексный закон ряд новых мер государственного регулирования, расширить круг субъектов АПК, обладающих правом на государственную поддержку, и четко определить условия, при которых она предоставляется. Аргументируется вывод о том, что в аграрной сфере в рамках предлагаемого закона существует насущная необходимость выделения в качестве отдельных субъектов регулирования субъектов агропромышленного комплекса. Кроме того, на федеральном уровне нуждается в более четком разграничении и определении и объем полномочий исполнительных органов (в частности, Роспотребнадзора и Россельхознадзора). Обосновывается необходимость определения в федеральном законе понятий: «агропромышленный комплекс», «субъект агропромышленного комплекса», а также создания и ведения единого реестра сельхозтоваропроизводителей и субъектов АПК. Предлагается агропромышленный комплекс определить как систему (совокупность) взаимосвязанных отраслей промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства, специализированных учреждений, задачей которой является финансирование, производство, заготовка, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя, включая ее упаковку, транспортировку, обеспечение технологическим оборудованием, а также учреждений, осуществляющих информационное, научное, кадровое и образовательное обеспечение указанных видов деятельности, ее фитосанитарную и ветеринарную безопасность. В качестве одной из мер по совершенствованию законодательного регулирования АПК предлагается ввести единый реестр субъектов АПК. |
|
113–122
|
Полякова Татьяна Анатольевна - профессор кафедры информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия при Верховном Суде и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук. Адрес: 117418, Российская Федерация, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69. E-mail: polyakova_ta@mail.ru. Химченко Алексей Игоревич - научный сотрудник факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», соискатель кафедры информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Минюста России. Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: alekseykhimchenko@gmail.com
В статье рассматриваются правовые аспекты защиты персональных данных при трансграничном обмене, приобретающие особую актуальность в связи с развитием процессов глобализации, построением информационного общества и необходимостью обеспечения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Исследуются правовые особенности трансграничной передачи персональных данных, в том числе связанные с реализацией положений Конвенции Совета Европы № 108 о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 года и Дополнительного протокола № 181 к Конвенции, основополагающие принципы и основные положения Конвенции, проводимая работа по модернизации Конвенции. Анализируется законодательство Российской Федерации, регулирующее обработку персональных данных, порядок трансграничной передачи персональных данных. Авторами исследуются принципы государственного контроля и надзора за деятельностью операторов персональных данных, роль Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, полномочия, функции и основные результаты деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также правовые вопросы реализации Уполномоченным органом своих полномочий и международного взаимодействия между уполномоченными органами различных государств, подписания меморандумов о сотрудничестве в области защиты прав субъектов персональных данных. Анализируются нарушения законодательства в области персональных данных, выявленных в ходе проверок Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации и выявляются актуальные проблемы защиты персональных данных при трансграничном обмене, нуждающиеся в научном исследовании и выработке предложений о внесении соответствующих изменений в процессуальное законодательства Российской Федерации. Рассматривается специфика реализации защиты персональных данных и неприкосновенности частной жизни ввиду стремительного развития информационных технологий, используемых для передачи персональных данных, появления новых вызовов и угроз, обусловленных расширяющимися возможностями использования огромных массивов специфических персональных данных. Авторы выявляют актуальные организационно-правовые вопросы трансграничной передачи персональных данных, обусловленные увеличением потока данных через национальные границы вследствие постоянного растущего объёма международных обменов в глобальных масштабах, сопровождающегося технологическим прогрессом во многих областях и необходимостью постоянного совершенствования эффективной защиты прав, гарантируемых Конвенцией № 108 с учётом постоянно растущих технологических угроз, поскольку эффективная защита требует как гармонизации основных принципов защиты данных, так и средств их применения. |
|
123–140
|
Батусова Екатерина Сергеевна - аспирантка кафедры трудового права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: batusovs@rambler.ru. Статья посвящена вопросам правового регулирования труда руководителя организации. Правовое положение руководителя организации имеет двойственную природу: руководитель организации является наемным работником в организации, и, одновременно, представляет юридическое лицо в качестве единоличного исполнительного органа. Автор подчеркивает, что для возникновения трудовых отношений с руководителем не всегда достаточно заключения трудового договора необходимы и другие юридические факты, которыми могут быть избрание, назначение на должность и др. Специфическое положение руководителя определяет особенности его правового статуса: во-первых, он на основании устава организации представляет ее интересы в отношениях с партнерами; во-вторых, является уполномоченным представителем работодателя в отношениях с работниками организации, обладает правами и обязанностями работодателя в трудовых и непосредственно связанных с трудовыми отношениях; и в-третьих, руководитель сам является наемным работником. Как наемный работник руководитель является экономически более слабой стороной по сравнению с собственником. Автор отмечает, что определенную особенность его правовому статусу придает специфика выполняемой трудовой функции, предполагающей одновременное совмещение профессиональных знаний и умений в пребываемом сегменте экономики и качеств грамотного менеджера. В статье рассматриваются вопросы испытания при приеме на работу, оплаты труда, отстранения от выполнения своих должностных обязанностей, прекращения трудового договора и другие аспекты. Особое внимание автор уделяет проблеме оплаты труда руководителя организации. По общему правилу оплата труда руководителя определяется по соглашению сторон в его трудовом договоре. Система оплаты труда руководителя не фиксируется в локальных нормативных актах (как система материального поощрения рядовых работников). Обычно выделяются следующие способы стимулирования: премии, бонусы, опционы, премиальные акции, пенсионные планы, льготное кредитование и суммы, выплачиваемые в качестве выходного пособия, т.е. «золотые парашюты». В зависимости от целей деятельности организации собственник может использовать как краткосрочное, так и долгосрочное стимулирование работников. В частности при заинтересованности в длительных отношениях с руководителем организации можно использовать льготное кредитование, которое позволяет удерживать руководителя от смены места работы до выплаты всей суммы по кредиту. |
Право в современном мире
|
141–150
|
Воронина Анастасия Сергеевна - аспирантка кафедры международного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: voronina@tomcar.ru. Настоящая статья посвящена исследованию вопросов международно-правовых форм сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства. В рамках статьи проведен анализ понятия международно-правовой формы сотрудничества государств, которая определена как совместная двусторонняя или многосторонняя деятельность государств, осуществляемая на основе международных соглашений, в политической, экономической, научно-технической и правовой областях, направленная на исследование и использование космического пространства в мирных целях в интересах и на благо всех стран с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия экономической стабильности и прогрессу. В соответствии с данным определением предложено выделять две разновидности форм сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства: а) сотрудничество государств в рамках международных договоров универсального, регионального и двустороннего уровней; б) сотрудничество в рамках международных конференций и в рамках международных организаций. В рамках данных разновидностей выделено 7 форм сотрудничества. В работе выявлены и проанализированы основные тенденции сотрудничества государств в рамках космической деятельности. Наиболее значимыми тенденциями на современном этапе являются расширение участия коммерческого сектора в космической деятельности, все более активное внедрение технологических компонентов в международно-правовые договоренности, а также подлинная глобализация космической деятельности. В работе также выявлены положения, характеризующие современный этап межгосударственного сотрудничества в космосе, в том числе иерархическая взаимосвязь международно-правовых форм сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства, расширение использования международных договоров как формы сотрудничества для реализации масштабных космических проектов. В завершение проведен анализ перспектив кодификации международного космического права. Сделан вывод о том, что на данном этапе кодификация космического права пойдет по пути разработки юридически необязательного кодекса поведения. Выбранный способ кодификации следует рассматривать как положительную тенденцию в смысле опробации методик разработки, согласования и принятия универсального документа с целью их будущего совершенствования при разработке, согласовании и принятии единой космической конвенции. |
|
151–172
|
Постникова Елена Владимировна - преподаватель кафедры международного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук. Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: l_postnikova@mail.ru. Принцип взаимного признания как общий принцип либерализации трансграничных экономических отношенийв рамках внутреннего рынка ЕС играет немаловажную роль в реализации свободы предоставления услуг. Основной целью статьи является выявление значения принципа взаимного признания для реализации свободы предоставления услуг и оценка эффективности его применения. Особое значение для установления его содержания сыграло решение Суда ЕС по делу 120/78 Cassis de Dijon, которое касалось устранения ограничений свободы движения товаров. В статье излагается суть данного решения. Автором обращается внимание на неоднозначность анализируемого принципа в виду существования в доктрине разных подходов к определению его сути. Подходы отличаются друг от друга, в частности, различным пониманием рассматриваемого принципа в зависимости от его правовой основы. В доктрине часто встречается точка зрения, что принцип взаимного признания применяется в отсутствие гармонизирующих актов на уровне ЕС. Однако другая точка зрения допускает применение данного принципа при минимальной и необязательной гармонизации, а также в рамках «нового подхода» к гармонизации. На основании исследования актов вторичного права ЕС, практики Суда ЕС, а также различных доктринальных взглядов, дается характеристика содержания принципа взаимного признания. В рамках сферы применения принципа взаимного признания выделяются такие основные формы взаимного признания как признание лицензий и стандартов, а также признание профессиональных квалификаций и документов, их подтверждающих. Особенности, такого объекта экономических отношений как услуги и их правового регулирования, влияют на применение принципа взаимного признания в этой сфере. Проводится сравнительный анализ товаров и услуг как объектов трансграничных экономических отношений и выявляются особенности применения принципа взаимного признания в сфере предоставления услуг. Дается оценка применения принципа взаимного признания и формулируются причины, препятствующие его реализации. В частности, определяется роль принципа взаимного признания в правовом регулировании заключения государственных контрактов на предоставление услуг. Особое внимание уделяется анализу правового регулирования ЕС в сфере признания профессиональных квалификаций. Анализируются положения Директивы 2005/36 о признании профессиональных квалификаций. В итоге делается вывод, что принцип взаимного признания в полной мере не реализуется, но, несмотря на это наблюдается тенденция к повышению его эффективности в сфере предоставления услуг. |
|
173–195
|
Маркунцов Сергей Александрович - доцент кафедры уголовного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук. Адрес: 101000, Российская Федерация, Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: sam.hse@mail.ru. Уманский Андрей Викторович - научный сотрудник Института уголовного права и процесса Кельнского университета, докторант. Адрес: 50923, ФРГ, Кёльн, Альбертус-Магнус-Платс. E-mail: jura-dekanat@uni-koeln.de
В статье дается комплексный анализ основных изменений уголовно-правовых запретов Особенной части Уголовного кодекса Германии по основным сферам жизни общества и государства примерно за последние 8-10 лет, которые стали наиболее заметными и вызвали наибольшие отклики научной общественности и правоприменителей. Сначала анализируются изменения базовых уголовно-правовых запретов в сфере экономической деятельности: легализации (отмывания) денежных средств (§ 261 УК ФРГ), фальшивомонетничества (§ 146 УК ФРГ), подделки расчетных карт, чеков и векселей (§ 152а УК ФРГ), компьютерного мошенничества (§ 263а УК ФРГ), затем уголовно-правовых запретов, направленных на охрану личной неприкосновенности: преследования (§ 238 УК ФРГ), принудительного бракосочетания (§ 237 УК ФРГ). Далее рассматриваются основные изменения, внесенные в уголовно-правовые запреты в области информационной безопасности (информационного уголовного права): выведывание информационных данных (§ 202a УК ФРГ), перехват информационных данных (§ 202b УК ФРГ), приготовление к выведыванию и перехвату информационных данных (§ 202c УК ФРГ), изменение информационных данных (§ 303a УК ФРГ), компьютерный саботаж (§ 303b УК ФРГ); основные изменения, внесенные в уголовно-правовые запреты в сфере государственной безопасности: организация террористического объединения (§ 129a УК ФРГ), приготовление к совершению тяжких насильственных преступлений в сфере государственной безопасности (§ 89a УК ФРГ), установление контактов с целью совершения тяжких насильственных преступлений в сфере государственной безопасности (§ 89b УК ФРГ), распространение инструкций совершения тяжких насильственных преступлений в сфере государственной безопасности (§ 91 УК ФРГ) и изменения, внесенные в уголовно-правовые запреты, направленные на охрану половой неприкосновенности: действия сексуального характера в отношении детей (§ 176 УК ФРГ), распространение порнографических письменных материалов (§ 184 УК ФРГ), а также уголовно-правовые запреты в сфере охраны общественного порядка: травля групп населения (§ 130 УК ФРГ); оказание сопротивления представителю власти (§ 113 УК ФРГ). В завершение анализируются изменения, произошедшие в сфере уголовно-правовой охраны окружающей среды. Авторы предпринимают попытку дать определенную оценку указанным изменениям и определить общие тенденции развития немецкого уголовного законодательства. Был сделан вывод о том, что большая часть изменений уголовно-правовых запретов Особенной части Уголовного закона Германии была обусловлена воплощением в национальной практике международных и европейских стандартов нормативного регулирования. |
|
|