Скрыть
Раскрыть

Контактная информация

Адрес редакции

109028 Москва, Большой Трёхсвятительский пер., 3, офис 113

Тел. +7 (495) 531-00-00
Доб. 22654

e-mail: lawjournal@hse.ru

Адрес издателя и распространителя

Фактический: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, 33, к. 4, Издательский дом ВШЭ.

Почтовый: 101990, Москва, ул. Мясницкая, 20

Тел./факс: (495) 772-95-90 e-mail: id@hse.ru


Толеубеков А. Т.

Основные этапы становления казахстанского парламентаризма

2012. № 4. С. 134–139 [содержание номера]
Толеубеков Аян Толеубекулы - аспирант кафедры конституционного и муниципального права Национального исследовательского университета «Высшаяшкола экономики». E-mail: yan_826@mail.ru
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.

В данной статье на основе анализа истории государства и права Казахстана освещен генезис развития идей парламентаризма в Казахстане, а также разработана периодизация становления и функционирования парламентаризма в Республике Казахстан.

1 этап (1990 г. по 1993 г.) – этап становления казахстанского парламентаризма. В этот период создаются правовые основы создания первого представительного органа Казахстана на принципиально новой основе. Было законодательно закреплено, что высшим органом государственной власти в республике является Верховный Совет Казахской ССР, избираемый на новой основе, впервые в истории Казахстана учреждалась должность Президента, впервые был провозглашен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Особенностью данного периода являлось то, что, несмотря на незрелось первого представительного органа и отсутствие наработанной практики парламентаризма, он являлся реальной силой, противостоящей не менее сильному лидеру Президенту РК Н.А. Назарбаеву.

2 этап (1993 г. – 1995 г.) начинается с принятияКонституции Республики Казахстан от 28 января 1993 года. В ней были закреплены основные принципы парламентаризма.

Данный этап характеризуется наличием однопалатного представительного органа государства, президентской формой правления и отсутствием в Конституции РК системы сдержек и противовесов ветвей власти. В этот период продолжает сохраняться паритет представительной и президентской власти.

3 этап (1995 г. – 2007 г.) начинается спринятия новой Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 г., в которой была установлена двухпалатная структура Парламента РК, состоящего из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Указанный период характеризуются принятием Конституционных законов «О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 года, «О правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 года, «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года урегулировали статус и функции каждой ветви власти.

4 этап (2007 г. – н.в.) начинается с принятияЗакона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 18 мая 2007 года, подписанный Президентом РК 21 мая 2007 г. Данный период характеризует переход Республики Казахстан от президентской к президентско-парламентской форме правления.

Данный закон внес существенные изменения в нормы, закрепляющие полномочия Сената и Мажилиса и усилил правовой статус палат Парламента. Соотношение между ветвями власти изменилось. Часть полномочий Президента была передана в пользу Парламента, а именно: возможность формировать Правительство, две трети составов Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета, а также  контролировать их работу. Была установлена ответственность Правительства не только перед Главой государства, но и перед Парламентом.

Изменениям подверглись количество депутатов, избираемых и назначаемых в Сенат и Мажилис, и их правовой статус. Так, усилилась ответственность депутатов Парламента, как перед избирателями, так и перед палатой. В частности, были закреплены новые основания лишения депутата Мажилиса своего мандата при выходе или исключении депутата из политической партии, от которой он избран; прекращении деятельности политической партии, от которой депутат избран, что делают его слишком зависимым от политической партии, от которой он избран.

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss