Скрыть
Раскрыть

Контактная информация

Адрес редакции

109028 Москва, Большой Трёхсвятительский пер., 3, офис 113

Тел. +7 (495) 531-00-00
Доб. 22654

e-mail: lawjournal@hse.ru

Адрес издателя и распространителя

Фактический: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, 33, к. 4, Издательский дом ВШЭ.

Почтовый: 101990, Москва, ул. Мясницкая, 20

Тел./факс: (495) 772-95-90 e-mail: id@hse.ru


Краснов М. А.

Конституционно-правовой механизм выработки экономической политики России

2012. № 3. С. 62–80 [содержание номера]

Краснов Михаил Александрович - заведующий кафедрой конституционного и муниципального права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ординарный профессор, доктор юридических наук. E-mail: mkrasnov@hse.ru
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.

В статье рассматриваются вопросы, какие публично-властные институты и в каком режиме участвуют в выработке экономической политики, насколько процесс выработки этой политики регулируется законодательством и насколько вообще целесообразно его регулировать. Автор также рассматривает желательные и существующие в современной российской действительности условия выработки экономической политики и возможности соблюдения требования преемственности.

Для целей своей работы автор определяет экономическую политику государства как систему средств правового, материального, организационного и иного законного воздействия на экономические отношения и их субъектов для достижения определенных органами публичной власти стратегических приоритетов, направлений, целей и тактических задач, а механизм выработки экономической политики – как систему взаимодействия между органами государственной власти по поводу определения стратегических целей, приоритетов, тактических задач и средств государственного воздействия на экономические отношения.

Сначала в статье рассматриваются политические условия выработки экономической политики России. На основе анализа делается вывод, что отсутствие политической конкуренции привело к тому, что все знаковые экономические и социально-экономические реформы проводились на безальтернативной основе, т.е. в условиях, которые превращали политические решения в «технические». Затем анализируется законодательное регулирование механизма выработки экономической политики, прежде всегоФедеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Основная часть статьи посвящена выявлению субъектов выработки российской экономической политики, среди которых президент, правительство, палаты парламента и Центробанк России. В этой части рассматривается компетенция каждого из этих органов.

В заключение статьи делается вывод о том, что механизм выработки экономической политики в Российской Федерации является в целом моносубъектным. Хотя отдельные полномочия в сфере экономической политики есть у Правительства РФ (вместе с подчиненными ему федеральными органами исполнительной власти), Центрального банка РФ и палат Федерального Собрания, все же основную роль при определении, по крайней мере, основных приоритетов экономического развития играет Президент РФ.

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss