@ARTICLE{26583261_64440801_2012, author = {Л. Р. Сюкияйнен}, keywords = {, права человека, религия, право, либеральный подход, буддизм, протестантизм, католицизм, православиеислам}, title = {Современные религиозные концепции прав человека: сопоставление теологического и юридического подходов}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2012}, number = {3}, pages = {7-28}, url = {https://law-journal.hse.ru/2012--3/64440801.html}, publisher = {}, abstract = {Сюкияйнен Леонид Рудольфович - профессор кафедры теории праваи сравнительного правоведения факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. E-mail: leosyk@mail.ruАдрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.В центре внимания автора - разработка основными религиями современности собственных концепций прав человека и их сопоставление со светскими либеральными теориями. Источниками публикации послужили работы правоведов и богословов, энциклики Ватикана. В статье отмечается, что толчком к данному процессу стало снижение влияния большинства религиозных учений, которые когда-то сыграли заметную роль в становлении теории человеческих прав. (Не подлежит сомнению что, например, признанием свободы вероисповедания мир обязан западному христианству в лице протестантизма). Затем крупнейшие религии это положение утратили и вплоть до середины 20 века не уделяли заметного внимания данной проблеме. Лидерство в формировании и отстаивании прав человека надолго перешло к приверженцам светской либеральной теории. Автор рассматривает нынешние религиозные учения о правах человеческой личности в качестве ответа церквей различных направлений либеральным воззрениям. Буддизм видит в человеке только крупицу космоса. Он делает акцент  на обязанностях и если и признает равенство, но только перед судьбой. Мудрость, сострадание и ответственность важнее справедливости. В православной доктрине ключевое место занимает нравственная идея совести и достоинства, которая требует освобождения человека  от греха; защита свободы личности законом трактуется как защита греховности, безнравственности. Доктрина ислама соглашается в общем виде с либеральной теорией, однако в практическом плане  упор  делается на уважении к «местным традициям» и на их консервации. Приоритет принадлежит этике, а не нормам международных пактов и конвенций. Нередко закон гласит, что государство защищает права личности «в соответствии с шариатом». Протестантизм конструктивно относится к правам человека в юридическом понимании и заявляет о готовности содействовать их дальнейшему развитию. Человек имеет право даже на публичную критику религии. Религия, ограждающая себя от всякой критики, является тоталитарной. Однако даже протестантизм предостерегает, что права человека могут становиться орудием в руках тех, кто добился успеха в мирской жизни. Вопрос о возможности учета религиозных взглядов современной теорией прав человека остается открытым.}, annote = {Сюкияйнен Леонид Рудольфович - профессор кафедры теории праваи сравнительного правоведения факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. E-mail: leosyk@mail.ruАдрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.В центре внимания автора - разработка основными религиями современности собственных концепций прав человека и их сопоставление со светскими либеральными теориями. Источниками публикации послужили работы правоведов и богословов, энциклики Ватикана. В статье отмечается, что толчком к данному процессу стало снижение влияния большинства религиозных учений, которые когда-то сыграли заметную роль в становлении теории человеческих прав. (Не подлежит сомнению что, например, признанием свободы вероисповедания мир обязан западному христианству в лице протестантизма). Затем крупнейшие религии это положение утратили и вплоть до середины 20 века не уделяли заметного внимания данной проблеме. Лидерство в формировании и отстаивании прав человека надолго перешло к приверженцам светской либеральной теории. Автор рассматривает нынешние религиозные учения о правах человеческой личности в качестве ответа церквей различных направлений либеральным воззрениям. Буддизм видит в человеке только крупицу космоса. Он делает акцент  на обязанностях и если и признает равенство, но только перед судьбой. Мудрость, сострадание и ответственность важнее справедливости. В православной доктрине ключевое место занимает нравственная идея совести и достоинства, которая требует освобождения человека  от греха; защита свободы личности законом трактуется как защита греховности, безнравственности. Доктрина ислама соглашается в общем виде с либеральной теорией, однако в практическом плане  упор  делается на уважении к «местным традициям» и на их консервации. Приоритет принадлежит этике, а не нормам международных пактов и конвенций. Нередко закон гласит, что государство защищает права личности «в соответствии с шариатом». Протестантизм конструктивно относится к правам человека в юридическом понимании и заявляет о готовности содействовать их дальнейшему развитию. Человек имеет право даже на публичную критику религии. Религия, ограждающая себя от всякой критики, является тоталитарной. Однако даже протестантизм предостерегает, что права человека могут становиться орудием в руках тех, кто добился успеха в мирской жизни. Вопрос о возможности учета религиозных взглядов современной теорией прав человека остается открытым.} }