@ARTICLE{26583261_55140852_2012, author = {Г. А. Гаджиев}, keywords = {, правовое пространство,, онтология конституционного права,, аксиология конституционных принципов,, традиции и конституционно-правовая этика,интерналистский и экстерналистские подходы}, title = {Конституционно-правовое концептуальное пространство и его ценности}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2012}, number = {2}, pages = {3-16}, url = {https://law-journal.hse.ru/2012--2/55140852.html}, publisher = {}, abstract = {Гаджиев Гадис Абдуллаевич - заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», судья Конституционного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук. Адрес: 190000, Российская Федерация Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 1. E-mail: ggadzhiev@hse.ru. Частью правового концептуального пространства является конституционно-правовое концептуальное пространство. Онтологическая структура конституционного права состоит из трех слоев - принципы права, позитивное конституционное право, традиции и сложившаяся практика. В третьем слое можно выделить также конституционно-правовую этику. Рассуждая о взаимосвязях между этими уровнями бытия права, следует заметить, что они не изолированы друг от друга, а так же от реальности внеправовой. Так конституционные ценности, позитивированные в тексте Конституции, не самодостаточны, они, при их применении, подлежат оценке с помощью нравственных критериев. Экономический анализ права так же предполагает соприкосновение правовой реальности и реальности общественных, экономических отношений. Этот подход соответствует экстерналистскому типу юридической аргументации, в противоположность интерналистскому.Конституционно-правовой концептуализм является разновидностью юридического позитивизма. Необходимо учитывать ограниченность концептуализма в праве, не преувеличивать значение знаково-символической концептуальной реальности в виде текста Конституции Российской Федерации. В правовом концептуальном пространстве обитают образы реальных вещей и субъектов, с одной стороны, являясь их зеркальным отражением, а с другой, наделяя их качествами и свойствами, которыми те не обладают в обычной реальности. Между тем, конституционное право не должно отрывается от реальной жизни и начинает оперировать условными конструкциями, подменяя реальный мир миром фикций, а реального человека, о высшей ценности которого говорит Конституция, вымышленным «субъектом права».Размышляя в русле конституционно-правовой аксиологии, нельзя не использовать категорию соразмерности (пропорциональности, баланса ценностей). Принцип пропорциональности, являясь одной из конституционных ценностей, становится в конституционном праве универсальным методом решения юридических задач. Одна из таких задач - «взвешивание» конфликтующих, «бинарных» правовых ценностей (свобода выражения мнения и прессы и свобода выборов; интересы родителя и ребенка и т.д.). «Парные» конституционные принципы нередко вступают в коллизионные отношения друг с другом, и эта диалектичность создает динамику всего пространства конституционно-правовой реальности.}, annote = {Гаджиев Гадис Абдуллаевич - заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», судья Конституционного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук. Адрес: 190000, Российская Федерация Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 1. E-mail: ggadzhiev@hse.ru. Частью правового концептуального пространства является конституционно-правовое концептуальное пространство. Онтологическая структура конституционного права состоит из трех слоев - принципы права, позитивное конституционное право, традиции и сложившаяся практика. В третьем слое можно выделить также конституционно-правовую этику. Рассуждая о взаимосвязях между этими уровнями бытия права, следует заметить, что они не изолированы друг от друга, а так же от реальности внеправовой. Так конституционные ценности, позитивированные в тексте Конституции, не самодостаточны, они, при их применении, подлежат оценке с помощью нравственных критериев. Экономический анализ права так же предполагает соприкосновение правовой реальности и реальности общественных, экономических отношений. Этот подход соответствует экстерналистскому типу юридической аргументации, в противоположность интерналистскому.Конституционно-правовой концептуализм является разновидностью юридического позитивизма. Необходимо учитывать ограниченность концептуализма в праве, не преувеличивать значение знаково-символической концептуальной реальности в виде текста Конституции Российской Федерации. В правовом концептуальном пространстве обитают образы реальных вещей и субъектов, с одной стороны, являясь их зеркальным отражением, а с другой, наделяя их качествами и свойствами, которыми те не обладают в обычной реальности. Между тем, конституционное право не должно отрывается от реальной жизни и начинает оперировать условными конструкциями, подменяя реальный мир миром фикций, а реального человека, о высшей ценности которого говорит Конституция, вымышленным «субъектом права».Размышляя в русле конституционно-правовой аксиологии, нельзя не использовать категорию соразмерности (пропорциональности, баланса ценностей). Принцип пропорциональности, являясь одной из конституционных ценностей, становится в конституционном праве универсальным методом решения юридических задач. Одна из таких задач - «взвешивание» конфликтующих, «бинарных» правовых ценностей (свобода выражения мнения и прессы и свобода выборов; интересы родителя и ребенка и т.д.). «Парные» конституционные принципы нередко вступают в коллизионные отношения друг с другом, и эта диалектичность создает динамику всего пространства конституционно-правовой реальности.} }