Постникова Е. В.
Директива Европейского Парламента и Совета по услугам на внутреннем рынке
Статья содержит анализ Директивы 2006/123 Европейского Парламента и Совета по услугам на внутреннем рынке. Актуальность анализа и оценки основных положений Директивы обусловлена ее дискуссионностью, а также закреплением в принятом в апреле 2011 г. Акте для единого рынка первостепенностью ее полной и окончательной имплементации для функционирования единого рынка услуг. В работе рассматриваются цели первоначального проекта Директивы, наиболее спорные его положения и основные внесенные в него поправки. Дается общая характеристика Директивы и отмечается, что она устанавливает общий правовой режим, благоприятный для осуществления свободы учреждения поставщиков услуг и свободы предоставления услуг, гарантируя высокий уровень качества услуг. Определяется сфера действия Директивы и закрепленного в ней принципа свободы предоставления услуг. В частности, перечисляются многочисленные услуги, на которые не распространяется действие тех или иных положений Директивы. Раскрывается основная суть главы Директивы, посвященной упрощению административных процедур. Среди основных мер, способствующих упрощению взаимоотношений поставщика услуг и компетентных властей, называется, в том числе, принцип «одного окна» и выполнение данных формальностей посредством электронных систем. Особое внимание уделено статье 16 Директивы «Свобода предоставления услуг». Рассматриваются принципы, при соблюдении которых государства-члены вправе осуществлять правовое регулирование деятельности по предоставлению услуг поставщиками, учрежденными на территории другого государства-члена. Так, раскрывается содержание принципа недискриминации, принципа необходимости и принципа пропорциональности: анализируются и сравниваются положения Директивы, доктринальные взгляды и практика Суда ЕС. Сделан вывод, что Директива ужесточает возможность государств-членов ограничивать деятельность по предоставлению услуг. Подчеркивается, что свобода предоставления услуг включает также запрет ограничений получения услуг и рассматриваются соответствующие положения Директивы. В заключение проводится сравнение принципа страны-происхождения как основного принципа первоначального проекта Директива и подхода действующей Директивы, который в большей степени отражает практику Суда, касающуюся статьи 56 Договора о функционировании ЕС. Представляют интерес различные точки зрения, существующие в доктрине, по поводу того, присутствует ли принцип страны происхождения в ныне действующей Директиве или нет. В итоге на основании проведенного исследования делается попытка оценить значение Директивы для процесса либерализации предоставления услуг. Автор приходит к выводу, что Директива носит компромиссный, обобщающий и вследствие этого несбалансированный характер и что не удалось пока создать единообразный механизм правового регулирования предоставления услуг.