@ARTICLE{26583261_55146665_2012, author = {Н. Барбер}, keywords = {, разделение властей (РВ),, Конституция Великобритании,, Соединенное Королевство,, парламент,, независимость судей,верховенство права,}, title = {Разделение властей и Конституция Великобритании}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2012}, number = {1}, pages = {3-17}, url = {https://law-journal.hse.ru/2012--1/55146665.html}, publisher = {}, abstract = {Барбер Николас - профессор Тринити колледжа, Оксфорд. Адрес: OX1 3BH, Великобритания, Оксфорд, Броад Стрит. E-mail: nick.barber@trinity.ox.ac.uk.Работа нацелена на  освещение основных аспектов  природы разделения властей и применения  этого принципа в Конституции Соединенного Королевства. В задачи работы входит углубленный анализ содержания разделения властей и  характеристики императивов этого принципа. Автор исходит из дискуссионности вопроса о том, что же означает указанный принцип - разделение институтов,  разделение полномочий или разделение должностных лиц. Статья содержит характеристики ветвей государственной власти и основных институтов.  Законодательная власть выполняет функцию форума. Парламентарии обычно не являются профессионалами.  Тем не менее парламенты выносят решения, касающиеся основных направлений государственной политики. Парламентские статуты обращены в будущее и регулируют целые области права. Судебная власть построена по принципу триады (судьи и  тяжущиеся стороны). Судьи являются профессионалами - экспертами в области права. Судебные решения являются средством регулирования споров и обращены в прошлое. Толкуя и разъясняя право, заполняя лакуны, суды способствуют развитию права. Судебная власть в области правотворчества  является дополнительной. Исполнительная власть построена по функциональному принципу. Государственные служащие - в основном профессионалы-технократы. Они формулируют нормы, регулирующие применение законов, и проводят государственную политику в жизнь. Автор обращает внимание на условность и подвижность границ, установленных данной схемой. Он ведет полемику со сторонниками традиционного утверждения о наличии в конституционном строе Великобритании принципа или механизма слияния властей, а не их разделения. По его мнению, подобное положение и ранее не соответствовало истине. Например, судебная система  Великобритании давно отделена  от других ветвей власти, и независимость судей из исключения стала правилом. А после недавних конституционных реформ  1990-х и  2000-х гг. появилось еще больше оснований говорить о разделении властей в Соединенном Королевстве. В частности, перестала быть высшей судебной инстанцией верхняя палата британского парламента, упразднен пост лорда-канцлера,  соединявшего в пределах его компетенции функции члена правительства, судьи и спикера одной из палат. Поэтому среди  британских ученых претерпевает заметные изменения доктринальное понимание разделения властей. Все более распространяется его толкование как принципа, свойственного большей части современных государств.}, annote = {Барбер Николас - профессор Тринити колледжа, Оксфорд. Адрес: OX1 3BH, Великобритания, Оксфорд, Броад Стрит. E-mail: nick.barber@trinity.ox.ac.uk.Работа нацелена на  освещение основных аспектов  природы разделения властей и применения  этого принципа в Конституции Соединенного Королевства. В задачи работы входит углубленный анализ содержания разделения властей и  характеристики императивов этого принципа. Автор исходит из дискуссионности вопроса о том, что же означает указанный принцип - разделение институтов,  разделение полномочий или разделение должностных лиц. Статья содержит характеристики ветвей государственной власти и основных институтов.  Законодательная власть выполняет функцию форума. Парламентарии обычно не являются профессионалами.  Тем не менее парламенты выносят решения, касающиеся основных направлений государственной политики. Парламентские статуты обращены в будущее и регулируют целые области права. Судебная власть построена по принципу триады (судьи и  тяжущиеся стороны). Судьи являются профессионалами - экспертами в области права. Судебные решения являются средством регулирования споров и обращены в прошлое. Толкуя и разъясняя право, заполняя лакуны, суды способствуют развитию права. Судебная власть в области правотворчества  является дополнительной. Исполнительная власть построена по функциональному принципу. Государственные служащие - в основном профессионалы-технократы. Они формулируют нормы, регулирующие применение законов, и проводят государственную политику в жизнь. Автор обращает внимание на условность и подвижность границ, установленных данной схемой. Он ведет полемику со сторонниками традиционного утверждения о наличии в конституционном строе Великобритании принципа или механизма слияния властей, а не их разделения. По его мнению, подобное положение и ранее не соответствовало истине. Например, судебная система  Великобритании давно отделена  от других ветвей власти, и независимость судей из исключения стала правилом. А после недавних конституционных реформ  1990-х и  2000-х гг. появилось еще больше оснований говорить о разделении властей в Соединенном Королевстве. В частности, перестала быть высшей судебной инстанцией верхняя палата британского парламента, упразднен пост лорда-канцлера,  соединявшего в пределах его компетенции функции члена правительства, судьи и спикера одной из палат. Поэтому среди  британских ученых претерпевает заметные изменения доктринальное понимание разделения властей. Все более распространяется его толкование как принципа, свойственного большей части современных государств.} }