TY - JOUR TI - Новые правила перевозок грузов автомобильным транспортом T2 - Право. Журнал Высшей школы экономики IS - Право. Журнал Высшей школы экономики KW - груз, KW - автотранспорт KW - перевозка KW - заказ (заявка) KW - предъявление груза KW - подача транспортных средств, KW - транспортная накладная KW - сдача груза перевозчику KW - прием груза получателем KW - претензии, KW - иски, AB - Калпин Александр Григорьевич  - профессор кафедры гражданского права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук.Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.В настоящей статье дана развернутая характеристика последних изменений в правовом регулировании  отношений при перевозке грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации. Источниками послужили Гражданский кодекс России, федеральные законодательные акты и комментарии к ним, исследования отечественных специалистов в сфере гражданского права. Центральное место в статье занимает анализ достоинств и недостатков введенного в действие в 2008 г. «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Положительно оценивается тот факт, что в соответствии с Уставом отношения между автомобильным транспортом и клиентурой возникают сразу после подачи заявки или заказа на перевозку груза, а не с момента передачи и приема груза перевозчиком, как было закреплено законом ранее. Устранены нормы прежнего законодательства, по которым бремя доказывания вины перевозчика  возлагалось на получателя или отправителя грузов. В то же время автор критически воспринимает расхождения, обнаруженные им между некоторыми нормами нового Устава и отдельными статьями Гражданского кодекса Российской Федерации. Он подчеркивает, что Устав неверно прилагает принципы договора о фрахтовании транспортных средств к перевозке грузов автомобильным транспортом. Отмечается, что договор о предъявлении груза и о подаче транспортных средств нормами Устава ошибочно слиты с договором о перевозке груза, хотя это - два разных договора, один из которых предшествует другому. Сверх того, часть норм Устава находится в противоречии с нормами других транспортных уставов и кодексов. Например, понятие вины сформулировано таким образом, что в обоснование ее отсутствия могут быть приведены любые обстоятельства. Устав не закрепил соотношения между убытками, причиненными клиенту при перевозке, и штрафом (неустойкой), подлежащий взысканию с перевозчика. Нормы Устава, регулирующие основания  ответственности перевозчика за несохранность груза, излишне многословны и фактически повторяют несколько перекрывающих друг друга категорий без всякой к тому надобности.   AU - А. Г. Калпин UR - https://law-journal.hse.ru/2011--4/55155383.html PY - 2011 SP - 112-119 VL -