Калпин А. Г.
Новые правила перевозок грузов автомобильным транспортом
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
В настоящей статье дана развернутая характеристика последних изменений в правовом регулировании отношений при перевозке грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации. Источниками послужили Гражданский кодекс России, федеральные законодательные акты и комментарии к ним, исследования отечественных специалистов в сфере гражданского права. Центральное место в статье занимает анализ достоинств и недостатков введенного в действие в 2008 г. «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Положительно оценивается тот факт, что в соответствии с Уставом отношения между автомобильным транспортом и клиентурой возникают сразу после подачи заявки или заказа на перевозку груза, а не с момента передачи и приема груза перевозчиком, как было закреплено законом ранее. Устранены нормы прежнего законодательства, по которым бремя доказывания вины перевозчика возлагалось на получателя или отправителя грузов. В то же время автор критически воспринимает расхождения, обнаруженные им между некоторыми нормами нового Устава и отдельными статьями Гражданского кодекса Российской Федерации. Он подчеркивает, что Устав неверно прилагает принципы договора о фрахтовании транспортных средств к перевозке грузов автомобильным транспортом. Отмечается, что договор о предъявлении груза и о подаче транспортных средств нормами Устава ошибочно слиты с договором о перевозке груза, хотя это - два разных договора, один из которых предшествует другому. Сверх того, часть норм Устава находится в противоречии с нормами других транспортных уставов и кодексов. Например, понятие вины сформулировано таким образом, что в обоснование ее отсутствия могут быть приведены любые обстоятельства. Устав не закрепил соотношения между убытками, причиненными клиенту при перевозке, и штрафом (неустойкой), подлежащий взысканию с перевозчика. Нормы Устава, регулирующие основания ответственности перевозчика за несохранность груза, излишне многословны и фактически повторяют несколько перекрывающих друг друга категорий без всякой к тому надобности.