Скрыть
Раскрыть

Контактная информация

Адрес редакции

109028 Москва, Большой Трёхсвятительский пер., 3, офис 113

Тел. +7 (495) 531-00-00
Доб. 22654

e-mail: lawjournal@hse.ru

Адрес издателя и распространителя

Фактический: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, 33, к. 4, Издательский дом ВШЭ.

Почтовый: 101990, Москва, ул. Мясницкая, 20

Тел./факс: (495) 772-95-90 e-mail: id@hse.ru


Сарбукова А. С.

Способы обеспечения принципа прозрачности (открытости) бюджетов в Российской Федерации

2011. № 4. С. 71–76 [содержание номера]
Сарбукова Анна Сергеевна аспирантка кафедры финансового права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: sarbukova@gmail.com
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.

В настоящей статье предпринята попытка изучения основных проблем в реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетного процесса в Российской Федерации. В качестве источников использованы Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, нормативные акты Министерства финансов и Федеральной налоговой службы, издания Международного валютного фонда. Привлечены также учебники и учебные пособия и  данные различных сайтов.  Автор стремится проследить действие правового механизма данного принципа в условиях бюджетной политики, ориентированной на результативность. Для этого проводится сравнение с применяемыми в других странах способами и средствами реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетов. Указано на связь принципа открытости бюджета с принципами демократии, четкого распределения функций между государственными органами, достоверности, адресности, эффективности  и сопоставимости данных о доходах и расходах государства. Констатируется устойчивый интерес широких кругов граждан России и других стран к вовлеченности в бюджетный процесс. Подчеркивается, что требования открытости относится не только к статьям бюджетов и к отчетам об их исполнении, но и к бюджетным законопроектам и к практике государственных закупок. Отмечается, что принцип открытости допускает в России исключения,  один из примеров которых - засекреченные статьи федерального бюджета. Зарубежный опыт демократизированного прозрачного управления публичными финансами изучен на примере муниципалитета Порту-Алегри (Бразилия). Положительные последствия такого управления выразились в искоренении нецелевого использования средств, в росте доверия рядовых граждан к публичной администрации. Кроме того, стала гораздо более исправной, чем ранее, уплата гражданами налогов.  В публикации указано на большую роль, которую призваны сыграть в утверждении принципов открытости бюджета  всевозможные кодексы профессионального поведения.  Автор вместе с тем сожалеет, что при разработке данных кодексов в России принцип прозрачности не был соблюден – проекты кодексов не были сделаны предметом общественного обсуждения. 

 

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss