Сарбукова А. С.
Способы обеспечения принципа прозрачности (открытости) бюджетов в Российской Федерации
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
В настоящей статье предпринята попытка изучения основных проблем в реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетного процесса в Российской Федерации. В качестве источников использованы Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, нормативные акты Министерства финансов и Федеральной налоговой службы, издания Международного валютного фонда. Привлечены также учебники и учебные пособия и данные различных сайтов. Автор стремится проследить действие правового механизма данного принципа в условиях бюджетной политики, ориентированной на результативность. Для этого проводится сравнение с применяемыми в других странах способами и средствами реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетов. Указано на связь принципа открытости бюджета с принципами демократии, четкого распределения функций между государственными органами, достоверности, адресности, эффективности и сопоставимости данных о доходах и расходах государства. Констатируется устойчивый интерес широких кругов граждан России и других стран к вовлеченности в бюджетный процесс. Подчеркивается, что требования открытости относится не только к статьям бюджетов и к отчетам об их исполнении, но и к бюджетным законопроектам и к практике государственных закупок. Отмечается, что принцип открытости допускает в России исключения, один из примеров которых - засекреченные статьи федерального бюджета. Зарубежный опыт демократизированного прозрачного управления публичными финансами изучен на примере муниципалитета Порту-Алегри (Бразилия). Положительные последствия такого управления выразились в искоренении нецелевого использования средств, в росте доверия рядовых граждан к публичной администрации. Кроме того, стала гораздо более исправной, чем ранее, уплата гражданами налогов. В публикации указано на большую роль, которую призваны сыграть в утверждении принципов открытости бюджета всевозможные кодексы профессионального поведения. Автор вместе с тем сожалеет, что при разработке данных кодексов в России принцип прозрачности не был соблюден – проекты кодексов не были сделаны предметом общественного обсуждения.