@ARTICLE{26583261_55155208_2011, author = {А. С. Сарбукова}, keywords = {, бюджет и бюджетное право, принцип прозрачности (открытости) бюджетов в Российской Федерации, проблемы реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетовспособы обеспечения принципа прозрачности (открытости) бюджетов}, title = {Способы обеспечения принципа прозрачности (открытости) бюджетов в Российской Федерации}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2011}, number = {4}, pages = {71-76}, url = {https://law-journal.hse.ru/2011--4/55155208.html}, publisher = {}, abstract = {Сарбукова Анна Сергеевна - аспирантка кафедры финансового права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: sarbukova@gmail.comАдрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.В настоящей статье предпринята попытка изучения основных проблем в реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетного процесса в Российской Федерации. В качестве источников использованы Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, нормативные акты Министерства финансов и Федеральной налоговой службы, издания Международного валютного фонда. Привлечены также учебники и учебные пособия и  данные различных сайтов.  Автор стремится проследить действие правового механизма данного принципа в условиях бюджетной политики, ориентированной на результативность. Для этого проводится сравнение с применяемыми в других странах способами и средствами реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетов. Указано на связь принципа открытости бюджета с принципами демократии, четкого распределения функций между государственными органами, достоверности, адресности, эффективности  и сопоставимости данных о доходах и расходах государства. Констатируется устойчивый интерес широких кругов граждан России и других стран к вовлеченности в бюджетный процесс. Подчеркивается, что требования открытости относится не только к статьям бюджетов и к отчетам об их исполнении, но и к бюджетным законопроектам и к практике государственных закупок. Отмечается, что принцип открытости допускает в России исключения,  один из примеров которых - засекреченные статьи федерального бюджета. Зарубежный опыт демократизированного прозрачного управления публичными финансами изучен на примере муниципалитета Порту-Алегри (Бразилия). Положительные последствия такого управления выразились в искоренении нецелевого использования средств, в росте доверия рядовых граждан к публичной администрации. Кроме того, стала гораздо более исправной, чем ранее, уплата гражданами налогов.  В публикации указано на большую роль, которую призваны сыграть в утверждении принципов открытости бюджета  всевозможные кодексы профессионального поведения.  Автор вместе с тем сожалеет, что при разработке данных кодексов в России принцип прозрачности не был соблюден - проекты кодексов не были сделаны предметом общественного обсуждения.  }, annote = {Сарбукова Анна Сергеевна - аспирантка кафедры финансового права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: sarbukova@gmail.comАдрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.В настоящей статье предпринята попытка изучения основных проблем в реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетного процесса в Российской Федерации. В качестве источников использованы Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, нормативные акты Министерства финансов и Федеральной налоговой службы, издания Международного валютного фонда. Привлечены также учебники и учебные пособия и  данные различных сайтов.  Автор стремится проследить действие правового механизма данного принципа в условиях бюджетной политики, ориентированной на результативность. Для этого проводится сравнение с применяемыми в других странах способами и средствами реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетов. Указано на связь принципа открытости бюджета с принципами демократии, четкого распределения функций между государственными органами, достоверности, адресности, эффективности  и сопоставимости данных о доходах и расходах государства. Констатируется устойчивый интерес широких кругов граждан России и других стран к вовлеченности в бюджетный процесс. Подчеркивается, что требования открытости относится не только к статьям бюджетов и к отчетам об их исполнении, но и к бюджетным законопроектам и к практике государственных закупок. Отмечается, что принцип открытости допускает в России исключения,  один из примеров которых - засекреченные статьи федерального бюджета. Зарубежный опыт демократизированного прозрачного управления публичными финансами изучен на примере муниципалитета Порту-Алегри (Бразилия). Положительные последствия такого управления выразились в искоренении нецелевого использования средств, в росте доверия рядовых граждан к публичной администрации. Кроме того, стала гораздо более исправной, чем ранее, уплата гражданами налогов.  В публикации указано на большую роль, которую призваны сыграть в утверждении принципов открытости бюджета  всевозможные кодексы профессионального поведения.  Автор вместе с тем сожалеет, что при разработке данных кодексов в России принцип прозрачности не был соблюден - проекты кодексов не были сделаны предметом общественного обсуждения.  } }