Омаров С. М.
Основные проблемы реализации послания Конституционного Суда Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
Омаров Саид Магомедович - ведущий консультант Комитета Государственной Думы по конституционному законодательствуи государственному строительству. E-mail: oma-said@yandex.ru
Адрес: 103265, г. Москва, ул. Охотный ряд д. 1
Настоящая статья посвящена совокупности проблем, проистекающих из реализации Конституционным Судом (КС) Российской Федерации одного из конституционно закрепленных за ним полномочий. Речь идет о посланиях Суда законодательному органу - Федеральному Собранию России - о состоянии конституционной законности в стране. В качестве источников автор привлек нормы Конституции РФ, две редакции Регламента Суда, доктринальные труды правоведов России, материалы Конституционного совещания, федеральное законодательство, периодическая печать, а также парламентские и архивные материалы. В статье определяется значение и потенциал данного полномочия КС, являющегося институтом конституционного надзора РФ. Изучены исторические коллизии, связанные с наделением Суда данным полномочием. Подробно анализируются вопросы, связанные с периодичностью посланий Конституционного Суда Собранию, с их обязательностью. Автор статьи сосредотачивает внимание на пробелах и просчетах в правовом регулировании действий КС, в частности на диспозитивном способе закрепления указанного полномочия в Конституции РФ, и изучает последствия этого. Он обращает внимание на значительное и негативное влияние политической конъюнктуры на образ действий членов Конституционного Суда, среди которых укоренилось толкование данного полномочия как права, а не обязанности. Многие из них вразрез с Регламентом Суда заявляют, что каждое решение КС - это и есть «мини-послание Федеральному Собранию». В статье указывается, что в результате за два истекших десятилетия КС направил послание указанному в Конституции адресату в установленном порядке только один раз – в 1993 г. К тому же оно по форме и содержанию напоминало рядовой служебный отчет. В свою очередь депутатский корпус законодательного органа, получив послание на ключевую тему о состоянии конституционной законности в стране, отвел его обсуждению крайне ограниченный объем дебатного времени. В статье применен метод сравнительного анализа, который позволил автору прийти к выводу, что с посланиями Президента России Федеральному Собранию подобных трудностей никогда не возникало, ибо считается, что они важнее. Выявлены также другие слабые стороны правового регулирования посланий Конституционного суда.