Скрыть
Раскрыть

Контактная информация

Адрес редакции

109028 Москва, Большой Трёхсвятительский пер., 3, офис 113

Тел.: (985) 220-99-87

e-mail: lawjournal@hse.ru

Адрес издателя и распространителя

Фактический: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, 33, к. 4, Издательский дом ВШЭ.

Почтовый: 101990, Москва, ул. Мясницкая, 20

Тел./факс: (495) 772-95-90 e-mail: id@hse.ru


Омаров С. М.

Основные проблемы реализации послания Конституционного Суда Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

2011. № 4. С. 61–70 [содержание номера]

Омаров Саид Магомедович - ведущий консультант Комитета Государственной Думы по конституционному законодательствуи государственному строительству. E-mail: oma-said@yandex.ru
Адрес: 103265, г. Москва, ул. Охотный ряд д. 1

Настоящая статья посвящена совокупности проблем,  проистекающих из  реализации Конституционным Судом  (КС) Российской Федерации одного из  конституционно закрепленных за ним полномочий.  Речь идет о посланиях  Суда законодательному органу -  Федеральному Собранию России   - о состоянии конституционной законности в стране.  В качестве  источников автор привлек  нормы Конституции РФ, две редакции Регламента  Суда,  доктринальные  труды правоведов России,  материалы Конституционного совещания, федеральное законодательство, периодическая печать, а также парламентские и архивные материалы.  В  статье определяется  значение и потенциал  данного  полномочия  КС,  являющегося институтом конституционного надзора РФ.  Изучены исторические  коллизии, связанные с  наделением  Суда  данным полномочием.   Подробно анализируются вопросы, связанные с периодичностью посланий  Конституционного  Суда Собранию,  с  их  обязательностью.  Автор  статьи  сосредотачивает внимание  на пробелах и просчетах  в правовом регулировании действий  КС, в частности на диспозитивном  способе закрепления указанного полномочия в Конституции  РФ,  и изучает  последствия этого.  Он обращает внимание на значительное  и негативное влияние политической конъюнктуры  на образ действий членов Конституционного Суда, среди которых   укоренилось  толкование данного полномочия  как права, а  не обязанности. Многие из  них  вразрез  с  Регламентом  Суда  заявляют, что каждое  решение КС -  это и есть  «мини-послание  Федеральному Собранию».  В статье указывается,  что в результате за два истекших десятилетия    КС  направил  послание  указанному  в Конституции адресату в установленном порядке только один  раз – в 1993 г.  К тому же  оно по форме и содержанию  напоминало  рядовой  служебный  отчет.   В свою очередь депутатский корпус  законодательного органа, получив послание на ключевую тему о состоянии  конституционной законности в стране,  отвел  его  обсуждению   крайне  ограниченный объем  дебатного времени.  В статье применен метод  сравнительного анализа,  который позволил автору прийти к выводу, что с посланиями  Президента России  Федеральному Собранию  подобных  трудностей никогда не возникало,  ибо  считается,  что они  важнее. Выявлены  также другие слабые стороны  правового регулирования посланий Конституционного суда.

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss