@ARTICLE{26583261_44953684_2011, author = {В. В. Морозова}, keywords = {, теория права, история права, свобода совести, веротерпимость, Великобритания, якобиты, либертарно- юридическая теорияСлавная революция}, title = {Inglorious Revolution: 1688 год с точки зрения либертарно- юридической теории}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2011}, number = {2}, pages = {141-147}, url = {https://law-journal.hse.ru/2011--2/44953684.html}, publisher = {}, abstract = {Морозова Валерия Викторовна - стажер-исследователь Лаборатории теоретических исследований праваи государства, аспирантка кафедры теории права и сравнительного правоведения факультета права Национального исследовательского университета «Высшаяшкола экономики». E-mail: valeria.morris@gmail.comАдрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.В настоящей публикации с либертарно-юридической позиции рассматриваются события и результаты так называемой «Славной революции» 1688 года в  Британии.  Источниками послужили королевские указы, декларации, судебные решения, монографии британских историков,  материалы  сайтов.  Автор оспаривает утвердившийся в правовой и исторической науке взгляд, согласно которому  государственный переворот в Британии конца 17 века, именуемый в литературе «славной революцией», был порожден деспотизмом короля Якова II Стюарта, возглавившего фанатичную католическую реакцию, а успех переворота означал победу сил свободы, веротерпимости и экономического прогресса.  Со ссылкой на ряд нормативных правовых актов и исторических фактов через всю статью проведена мысль о том, что  король Яков II и его сторонники  («якобиты»),  далеко не все из которых исповедовали католическую веру, в действительности стремились к утверждению в Британии фундаментальных по тому времени человеческих прав - свободы совести, свободы предпринимательства  и права на ношение оружия.  А «Славная революция»  с ее возведением на престол Оранской династии была угодна только олигархической англиканско-протестантской элите. Одержанная ею победа  принесла с собой не движение к лучшему, а политико-правовой регресс и хозяйственный застой. Он состоял в возобновлении ограничения религиозных, политических и экономических прав католиков, в закреплении  политического бесправия атеистов, в возвращении от введенной при Стюартах  свободной торговли (принцип  laissez faire) к протекционизму и в дальнейшем хозяйственном упадке и запустении двух регионов королевства - Шотландии и Ирландии.  Автор напоминает,  что сразу несколько норм возвеличенного юристами «Билля о правах» 1689 года находилось в прямом противоречии с вынесенным тремя годами ранее прецедентообразующим (и не отмененным) решением Суда королевской скамьи. Таким образом, положения Билля шли вразрез с основными началами английского прецедентного права, что окончательно сделало воцарение Вильгельма Оранского противоправным деянием. Обобщая, автор в заключении статьи предлагает переименовать события 1688 года и их результаты  из «славной  революции»  в бесславную. }, annote = {Морозова Валерия Викторовна - стажер-исследователь Лаборатории теоретических исследований праваи государства, аспирантка кафедры теории права и сравнительного правоведения факультета права Национального исследовательского университета «Высшаяшкола экономики». E-mail: valeria.morris@gmail.comАдрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.В настоящей публикации с либертарно-юридической позиции рассматриваются события и результаты так называемой «Славной революции» 1688 года в  Британии.  Источниками послужили королевские указы, декларации, судебные решения, монографии британских историков,  материалы  сайтов.  Автор оспаривает утвердившийся в правовой и исторической науке взгляд, согласно которому  государственный переворот в Британии конца 17 века, именуемый в литературе «славной революцией», был порожден деспотизмом короля Якова II Стюарта, возглавившего фанатичную католическую реакцию, а успех переворота означал победу сил свободы, веротерпимости и экономического прогресса.  Со ссылкой на ряд нормативных правовых актов и исторических фактов через всю статью проведена мысль о том, что  король Яков II и его сторонники  («якобиты»),  далеко не все из которых исповедовали католическую веру, в действительности стремились к утверждению в Британии фундаментальных по тому времени человеческих прав - свободы совести, свободы предпринимательства  и права на ношение оружия.  А «Славная революция»  с ее возведением на престол Оранской династии была угодна только олигархической англиканско-протестантской элите. Одержанная ею победа  принесла с собой не движение к лучшему, а политико-правовой регресс и хозяйственный застой. Он состоял в возобновлении ограничения религиозных, политических и экономических прав католиков, в закреплении  политического бесправия атеистов, в возвращении от введенной при Стюартах  свободной торговли (принцип  laissez faire) к протекционизму и в дальнейшем хозяйственном упадке и запустении двух регионов королевства - Шотландии и Ирландии.  Автор напоминает,  что сразу несколько норм возвеличенного юристами «Билля о правах» 1689 года находилось в прямом противоречии с вынесенным тремя годами ранее прецедентообразующим (и не отмененным) решением Суда королевской скамьи. Таким образом, положения Билля шли вразрез с основными началами английского прецедентного права, что окончательно сделало воцарение Вильгельма Оранского противоправным деянием. Обобщая, автор в заключении статьи предлагает переименовать события 1688 года и их результаты  из «славной  революции»  в бесславную. } }