Скрыть
Раскрыть

Контактная информация

Адрес редакции

109028 Москва, Большой Трёхсвятительский пер., 3, офис 113

Тел. +7 (495) 531-00-00
Доб. 22654

e-mail: lawjournal@hse.ru

Адрес издателя и распространителя

Фактический: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, 33, к. 4, Издательский дом ВШЭ.

Почтовый: 101990, Москва, ул. Мясницкая, 20

Тел./факс: (495) 772-95-90 e-mail: id@hse.ru


Юмашев Ю. М.

Миграционная политика Европейского союза и граждане третьих стран

2011. № 1. С. 100–111 [содержание номера]
Юмашев Юрий Михайлович - профессор, заведующий кафедрой международного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. E-mail: mejpravo@hse.ru
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.

В настоящей статье речь идет о правовом регулировании Европейским союзом общей иммиграционной политики в отношении граждан третьих стран. Рассматриваются ее основные аспекты – гуманитарный и охранительный, а также различные правовые механизмы, в функции которых входит воплощение этой политики в жизнь.  В качестве источников анализируются  Женевская конвенция 1951 г. и Нью-Йоркский протокол 1967 г. о статусе беженцев, статьи Договора о функционировании Европейского союза, регулирующие «пространство свободы, безопасности и права», Амстердамский  договор 1990 г., Шенгенские соглашения 1985 и 1990 гг., соответствующие акты вторичного права ЕС. Рассматриваются специфические черты современного визового режима ЕС, меры защиты беженцев, включая реализацию права на  политическое убежище, формирование  политики Союза в отношении мигрантов из третьих стран.  В ракурсе гуманитарного аспекта иммиграционной политики ЕС  выделена  политика воссоединения семей и его морально-этическая суть – уважение достоинства человеческой личности. Указано, что неотъемлемой составной частью воссоединения семей институты ЕС  считают интеграцию членов семьи в местное общество,  а одним из средств интеграции – экзамены (тестирование) на знание государственного языка, истории  и  культуры страны. Охранительные меры, практикуемые институтами Европейского союза,  направлены прежде всего и главным образом на борьбу с нелегальной иммиграцией.  Основное бремя этой политики лежит на государствах-членах, а не на ЕС в целом. Вместе с тем по мере увеличения наплыва нелегальных  мигрантов  принимаются контрмеры и на уровне союза. Так, Европол  преобразован из международной организации в одно из агентств ЕС со всеми вытекающими из этого последствиями. Автор приходит к выводу о том,  что в гуманитарной сфере Европейский союз, опираясь на нормы международного права,  действует гораздо более эффективно, чем в охранительной, институты которой  должны опираться на нормы уголовного, административного  и гражданского права. Между тем эти институты находятся лишь в стадии становления. Задача создания и функционирования адекватного правового, финансового и институционального  механизма регулирования  иммиграционных потоков пока не  нашла должного решения. 

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss