Юмашев Ю. М.
Миграционная политика Европейского союза и граждане третьих стран
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
В настоящей статье речь идет о правовом регулировании Европейским союзом общей иммиграционной политики в отношении граждан третьих стран. Рассматриваются ее основные аспекты – гуманитарный и охранительный, а также различные правовые механизмы, в функции которых входит воплощение этой политики в жизнь. В качестве источников анализируются Женевская конвенция 1951 г. и Нью-Йоркский протокол 1967 г. о статусе беженцев, статьи Договора о функционировании Европейского союза, регулирующие «пространство свободы, безопасности и права», Амстердамский договор 1990 г., Шенгенские соглашения 1985 и 1990 гг., соответствующие акты вторичного права ЕС. Рассматриваются специфические черты современного визового режима ЕС, меры защиты беженцев, включая реализацию права на политическое убежище, формирование политики Союза в отношении мигрантов из третьих стран. В ракурсе гуманитарного аспекта иммиграционной политики ЕС выделена политика воссоединения семей и его морально-этическая суть – уважение достоинства человеческой личности. Указано, что неотъемлемой составной частью воссоединения семей институты ЕС считают интеграцию членов семьи в местное общество, а одним из средств интеграции – экзамены (тестирование) на знание государственного языка, истории и культуры страны. Охранительные меры, практикуемые институтами Европейского союза, направлены прежде всего и главным образом на борьбу с нелегальной иммиграцией. Основное бремя этой политики лежит на государствах-членах, а не на ЕС в целом. Вместе с тем по мере увеличения наплыва нелегальных мигрантов принимаются контрмеры и на уровне союза. Так, Европол преобразован из международной организации в одно из агентств ЕС со всеми вытекающими из этого последствиями. Автор приходит к выводу о том, что в гуманитарной сфере Европейский союз, опираясь на нормы международного права, действует гораздо более эффективно, чем в охранительной, институты которой должны опираться на нормы уголовного, административного и гражданского права. Между тем эти институты находятся лишь в стадии становления. Задача создания и функционирования адекватного правового, финансового и институционального механизма регулирования иммиграционных потоков пока не нашла должного решения.