@ARTICLE{26583261_27523832_2011, author = {Ю. М. Юмашев}, keywords = {, международная миграция, миграционная политика ЕС, Договор о функционировании ЕС, шенгенские соглашения 1985 и 1990 гг., шенгенские достижения, принцип невозвращения, шенгенские информационные системы I и IIнелегальная иммиграция}, title = {Миграционная политика Европейского союза и граждане третьих стран}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2011}, number = {1}, pages = {100-111}, url = {https://law-journal.hse.ru/2011--1/27523832.html}, publisher = {}, abstract = {Юмашев Юрий Михайлович - профессор, заведующий кафедрой международного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. E-mail: mejpravo@hse.ruАдрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.В настоящей статье речь идет о правовом регулировании Европейским союзом общей иммиграционной политики в отношении граждан третьих стран. Рассматриваются ее основные аспекты - гуманитарный и охранительный, а также различные правовые механизмы, в функции которых входит воплощение этой политики в жизнь.  В качестве источников анализируются  Женевская конвенция 1951 г. и Нью-Йоркский протокол 1967 г. о статусе беженцев, статьи Договора о функционировании Европейского союза, регулирующие «пространство свободы, безопасности и права», Амстердамский  договор 1990 г., Шенгенские соглашения 1985 и 1990 гг., соответствующие акты вторичного права ЕС. Рассматриваются специфические черты современного визового режима ЕС, меры защиты беженцев, включая реализацию права на  политическое убежище, формирование  политики Союза в отношении мигрантов из третьих стран.  В ракурсе гуманитарного аспекта иммиграционной политики ЕС  выделена  политика воссоединения семей и его морально-этическая суть - уважение достоинства человеческой личности. Указано, что неотъемлемой составной частью воссоединения семей институты ЕС  считают интеграцию членов семьи в местное общество,  а одним из средств интеграции - экзамены (тестирование) на знание государственного языка, истории  и  культуры страны. Охранительные меры, практикуемые институтами Европейского союза,  направлены прежде всего и главным образом на борьбу с нелегальной иммиграцией.  Основное бремя этой политики лежит на государствах-членах, а не на ЕС в целом. Вместе с тем по мере увеличения наплыва нелегальных  мигрантов  принимаются контрмеры и на уровне союза. Так, Европол  преобразован из международной организации в одно из агентств ЕС со всеми вытекающими из этого последствиями. Автор приходит к выводу о том,  что в гуманитарной сфере Европейский союз, опираясь на нормы международного права,  действует гораздо более эффективно, чем в охранительной, институты которой  должны опираться на нормы уголовного, административного  и гражданского права. Между тем эти институты находятся лишь в стадии становления. Задача создания и функционирования адекватного правового, финансового и институционального  механизма регулирования  иммиграционных потоков пока не  нашла должного решения. }, annote = {Юмашев Юрий Михайлович - профессор, заведующий кафедрой международного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. E-mail: mejpravo@hse.ruАдрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.В настоящей статье речь идет о правовом регулировании Европейским союзом общей иммиграционной политики в отношении граждан третьих стран. Рассматриваются ее основные аспекты - гуманитарный и охранительный, а также различные правовые механизмы, в функции которых входит воплощение этой политики в жизнь.  В качестве источников анализируются  Женевская конвенция 1951 г. и Нью-Йоркский протокол 1967 г. о статусе беженцев, статьи Договора о функционировании Европейского союза, регулирующие «пространство свободы, безопасности и права», Амстердамский  договор 1990 г., Шенгенские соглашения 1985 и 1990 гг., соответствующие акты вторичного права ЕС. Рассматриваются специфические черты современного визового режима ЕС, меры защиты беженцев, включая реализацию права на  политическое убежище, формирование  политики Союза в отношении мигрантов из третьих стран.  В ракурсе гуманитарного аспекта иммиграционной политики ЕС  выделена  политика воссоединения семей и его морально-этическая суть - уважение достоинства человеческой личности. Указано, что неотъемлемой составной частью воссоединения семей институты ЕС  считают интеграцию членов семьи в местное общество,  а одним из средств интеграции - экзамены (тестирование) на знание государственного языка, истории  и  культуры страны. Охранительные меры, практикуемые институтами Европейского союза,  направлены прежде всего и главным образом на борьбу с нелегальной иммиграцией.  Основное бремя этой политики лежит на государствах-членах, а не на ЕС в целом. Вместе с тем по мере увеличения наплыва нелегальных  мигрантов  принимаются контрмеры и на уровне союза. Так, Европол  преобразован из международной организации в одно из агентств ЕС со всеми вытекающими из этого последствиями. Автор приходит к выводу о том,  что в гуманитарной сфере Европейский союз, опираясь на нормы международного права,  действует гораздо более эффективно, чем в охранительной, институты которой  должны опираться на нормы уголовного, административного  и гражданского права. Между тем эти институты находятся лишь в стадии становления. Задача создания и функционирования адекватного правового, финансового и институционального  механизма регулирования  иммиграционных потоков пока не  нашла должного решения. } }