Калпин А. Г.
О необходимости унифицированного правового регулирования отношений на разных видах транспорта
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
Статья посвящена развитию правотворческой деятельности в современной России главным образом на примере аспектов структурной реформы железнодорожного транспорта. Охарактеризован нынешний статус этого вида транспорта и оказываемых им услуг в качестве естественной монополии. Дано объяснение факту монополизации отрасли. В руках открытого акционерного общества (ОАО) «Российские железные дороги» сосредоточено сразу три функции - перевозчика грузов и пассажиров, собственника подвижного состава железнодорожного транспорта и владельца всей инфраструктуры железных дорог России. Охарактеризована направленность реформы 2010-х годов, которая призвана способствовать экономически оправданному переводу железнодорожного транспорта из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. Нормами новейшего законодательства функции указанного ОАО разделены и должны отныне выполняться разными субъектами на договорной основе. По данным углом зрения рассмотрено соотношение пределов ответственности перевозчика и пределов его вины. Обращено внимание на недостатки в правовом регулировании использования железнодорожной инфраструктуры. Автор предполагает, что в регулировании этого предмета следует исходить из принципов двойного использования и смешанного договора. В статье исследованы причины и следствия низких темпов реализации упомянутой реформы. Автор подчеркивает, что в законодательстве и подзаконных актах по-прежнему недостаточно закреплены или вовсе не отражены изменения в общественных отношениях. Это относится, в частности, к договорному началу транспортных услуг. Отсюда происходит слабое развитие оказания внутриотраслевых возмездных услуг. Подвергнута критике разновременность принятия нормативных правовых актов различного уровня, рассогласованность локальных актов и отраслевых кодексов, в том числе Гражданского кодекса России. Автор делает вывод об искусственности выделения железнодорожного состава из инфраструктуры железных дорог и о необходимости унификации правового регулирования оказания услуг всеми видами транспорта. Вместе с тем автор считает ненужным принятие единого кодифицированного акта о транспорте в целом.