Скрыть
Раскрыть

Контактная информация

Адрес редакции

109028 Москва, Большой Трёхсвятительский пер., 3, офис 113

Тел.: (985) 220-99-87

e-mail: lawjournal@hse.ru

Адрес издателя и распространителя

Фактический: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, 33, к. 4, Издательский дом ВШЭ.

Почтовый: 101990, Москва, ул. Мясницкая, 20

Тел./факс: (495) 772-95-90 e-mail: id@hse.ru


Сюкияйнен Л. Р.

Исламская правовая мысль против экстремизма и терроризма

2011. № 1. С. 24–43 [содержание номера]

Сюкияйнен Леонид Рудольфович  - профессор кафедры теории праваи сравнительного правоведения факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. E-mail: leosyk@mail.ru
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.

Исламский экстремизм, крайним выражением которого выступает терроризм под лозунгами ислама, с середины 90-х годов прошлого века оказывает заметное влияние на политическую жизнь многих стран и целых регионов современного мира, включая  Россию. Можно выделить несколько основных направлений в изучении этой тематики. Одно из них касается анализа причин и факторов, рождающих и стимулирующих исламский радикализм. Другой аспект раскрывает политические, организационные, финансовые, информационные и иные стороны деятельности экстремистских организаций и движений, а также угрозу, которую они представляют для безопасности и национальных интересов различных стран, в том числе и России. Отдельное направление сводится к изучению идейных аспектов обсуждаемого феномена, которые имеют особое значение.В традиционной исламской политико-правовой мысли имеются отдельные положения, которые могут использоваться для оправдания экстремизма. Среди них – несколько стихов (айятов) Корана и хадисов (преданий), передающих высказывания Пророка Мухаммада. Вырванные из контекста, они превращаются в оружие экстремистов, которые ссылаются на них в обоснование своих преступлений. Это касается, прежде всего, концепции джихада. Однако в целом шариат и исламская юриспруденция по своей природе открыто противостоят международному терроризму. Решения ведущих центров исламской правовой мысли отвергают идеологию мусульманских радикалов. Это относится не только к пониманию джихада, но  к трактовке отношения ислама к власти и политике, включая современное неисламское государство. Современная исламская правовая мысль исходит из того, что такие ключевые концепции, как единобожие и обвинение в неверии (такфир) должны пониматься не как аргументы, оправдывающие экстремизм и терроризм, а, наоборот, в качестве идейного оружия в противодействии исламскому радикализму. Указанная мысль убедительно обосновывает преступный характер религиозного экстремизма. Причем с этой целью она прибегает именно к исламской правовой аргументации, основанной на нормах и принципах шариата.  Такие выводы могут и должны использоваться в борьбе с  угрозой исламского экстремизма и терроризмом под исламскими лозунгами.

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss