|
2011. №1
|
Правовая мысль: история и современность
|
3–23
|
Муромцев Геннадий Илларионович - профессор Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук. E-mail: kafedra-teoria@yandex.ru Адрес: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Статья посвящена изучению функций свода законов и выяснению вопроса, насколько необходимо современной России такой свод . Анализируются расхождения между юристами-теоретиками в понимании термина «свод законов», изучение причин поздней кодификации законодательства в Российской империи в сравнении со странами Запада и выработка предложений. Содержится обзор и оценка сводов законов, принятых в странах Запада (Испании, Италии, Швеции, Дании) в 13 - 18 веках. Исследуются попытки кодификации законодательства, имевшие место в Российской империи, в СССР и в современной Российской Федерации. Прослеживаются и раскрываются причины неудач абсолютного большинства этих почти 300-летних попыток. Рассматриваются уязвимые стороны Свода законов Российской империи, выработанного под руководством М.М.Сперанского. Подводя итоги, автор заостряет внимание на следующих политико-правовых и психологических моментах. Первоначально, до начала 19 века, созданию Свода законов препятствовала общая слабость юридической традиции отечественного социума, отсутствие чего-либо похожего на устоявшееся понимание назначения и функций свода. Затем – в 20 веке - действие данных факторов было стимулировано отрицательным влиянием глубоких социальных потрясений, качественно усилившимися процессами политизации права, а позже и его идеологизации в тоталитарном однопартийном государстве. Партийная директива надолго встала над законом, а партия и государство - над правом. В связи с такого рода причинами стал снижаться уровень юридической мысли и юридической техники, ввиду чего каждый из проектов кодификации, выработанных в 20 и в начале 21 века, хронически отставал от практических потребностей страны и закономерно оказывался отклоненным. Сейчас, в 21 веке, положение мало изменилось. Ясной и логичной концепции законодательства в стране по-прежнему нет, что лишает создание свода законов необходимой теоретической базы. Автор прибавляет, что в эпоху информационного общества и потребность в громоздком и дорогостоящем своде законов существенно уменьшилась. Общество и государство стали больше нуждаться в налаженной системе извещения о действующем законодательстве, частями которой должны стать отраслевые классификаторы, предметно-тематические и хронологические указатели. |
|
24–43
|
Сюкияйнен Леонид Рудольфович - профессор кафедры теории праваи сравнительного правоведения факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. E-mail: leosyk@mail.ru Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. Исламский экстремизм, крайним выражением которого выступает терроризм под лозунгами ислама, с середины 90-х годов прошлого века оказывает заметное влияние на политическую жизнь многих стран и целых регионов современного мира, включая Россию. Можно выделить несколько основных направлений в изучении этой тематики. Одно из них касается анализа причин и факторов, рождающих и стимулирующих исламский радикализм. Другой аспект раскрывает политические, организационные, финансовые, информационные и иные стороны деятельности экстремистских организаций и движений, а также угрозу, которую они представляют для безопасности и национальных интересов различных стран, в том числе и России. Отдельное направление сводится к изучению идейных аспектов обсуждаемого феномена, которые имеют особое значение.В традиционной исламской политико-правовой мысли имеются отдельные положения, которые могут использоваться для оправдания экстремизма. Среди них – несколько стихов (айятов) Корана и хадисов (преданий), передающих высказывания Пророка Мухаммада. Вырванные из контекста, они превращаются в оружие экстремистов, которые ссылаются на них в обоснование своих преступлений. Это касается, прежде всего, концепции джихада. Однако в целом шариат и исламская юриспруденция по своей природе открыто противостоят международному терроризму. Решения ведущих центров исламской правовой мысли отвергают идеологию мусульманских радикалов. Это относится не только к пониманию джихада, но к трактовке отношения ислама к власти и политике, включая современное неисламское государство. Современная исламская правовая мысль исходит из того, что такие ключевые концепции, как единобожие и обвинение в неверии (такфир) должны пониматься не как аргументы, оправдывающие экстремизм и терроризм, а, наоборот, в качестве идейного оружия в противодействии исламскому радикализму. Указанная мысль убедительно обосновывает преступный характер религиозного экстремизма. Причем с этой целью она прибегает именно к исламской правовой аргументации, основанной на нормах и принципах шариата. Такие выводы могут и должны использоваться в борьбе с угрозой исламского экстремизма и терроризмом под исламскими лозунгами. |
Российское право: состояние, перспективы, комментарии
|
44–56
|
Гальперин Михаил Львович - доцент кафедры судебной власти и организации правосудия факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», начальник отдела регулирования и контроля в сфере исполнения судебных актов Минюста России, кандидат юридических наук. E-mail: galper@yandex.ru Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. В статье рассматриваются вопросы ответственности в гражданском процессуальном праве с точки зрения теории и методологии современной юридической науки, предлагается новый взгляд на систему юридической ответственности и место в такой системе гражданской процессуальной ответственности. В статье отмечается, что проблема процессуальной ответственности в гражданском судопроизводстве уже почти четыре десятилетия является предметом исследования нескольких поколений юристов, ни одному из которых пока не удалось предложить целостную и внутренне непротиворечивую концепцию процессуальной ответственности в гражданском судопроизводстве. Дискуссия о «гражданской процессуальной ответственности», которая до сих пор ведется в рамках господствующей долгие годы в отечественной теории права концепции предмета и метода отрасли права, фактически свелась к спору о терминах, к юридической схоластике. По мнению автора статьи категории предмета и метода гражданского процессуального права в их традиционном понимании не могут быть признаны основаниями выделения особой гражданской процессуальной ответственности, и, что более важно, являться исходными данными для моделирования эффективного механизма ответственности в гражданском и арбитражном процессе. Особенности механизма юридической ответственности в гражданском судопроизводстве (состав правонарушения, характер мер ответственности и порядок их реализации, основания освобождения от юридической ответственности) обусловлены особым гражданским процессуальным юридическим режимом, который включает в себя не только принципы гражданского процессуального права, «пронизывающие» процессуальную деятельность, но и задачи гражданского судопроизводства, условия реализации прав и обязанностей соответствующих субъектов. При этом категорию гражданского процессуального нарушения предлагается рассматривать через призму принципа судебного руководства процессом как элемента гражданского процессуального юридического режима. Таким образом, гражданская процессуальная ответственность представляет собой ответственность за неуважение к суду, неисполнение его предписаний. |
|
57–64
|
Калпин Александр Григорьевич - профессор кафедры гражданского права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. Статья посвящена развитию правотворческой деятельности в современной России главным образом на примере аспектов структурной реформы железнодорожного транспорта. Охарактеризован нынешний статус этого вида транспорта и оказываемых им услуг в качестве естественной монополии. Дано объяснение факту монополизации отрасли. В руках открытого акционерного общества (ОАО) «Российские железные дороги» сосредоточено сразу три функции - перевозчика грузов и пассажиров, собственника подвижного состава железнодорожного транспорта и владельца всей инфраструктуры железных дорог России. Охарактеризована направленность реформы 2010-х годов, которая призвана способствовать экономически оправданному переводу железнодорожного транспорта из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. Нормами новейшего законодательства функции указанного ОАО разделены и должны отныне выполняться разными субъектами на договорной основе. По данным углом зрения рассмотрено соотношение пределов ответственности перевозчика и пределов его вины. Обращено внимание на недостатки в правовом регулировании использования железнодорожной инфраструктуры. Автор предполагает, что в регулировании этого предмета следует исходить из принципов двойного использования и смешанного договора. В статье исследованы причины и следствия низких темпов реализации упомянутой реформы. Автор подчеркивает, что в законодательстве и подзаконных актах по-прежнему недостаточно закреплены или вовсе не отражены изменения в общественных отношениях. Это относится, в частности, к договорному началу транспортных услуг. Отсюда происходит слабое развитие оказания внутриотраслевых возмездных услуг. Подвергнута критике разновременность принятия нормативных правовых актов различного уровня, рассогласованность локальных актов и отраслевых кодексов, в том числе Гражданского кодекса России. Автор делает вывод об искусственности выделения железнодорожного состава из инфраструктуры железных дорог и о необходимости унификации правового регулирования оказания услуг всеми видами транспорта. Вместе с тем автор считает ненужным принятие единого кодифицированного акта о транспорте в целом. |
|
65–72
|
Шаталов Александр Семенович - профессор кафедры судебной властии организации правосудия факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. E-mail: asshatalov@rambler.ru Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
Профессор А. С. Шаталов опубликовал статью о криминалистическом обеспечении, которое, по его мнению, является непременным условием в деле надлежащей организации расследования преступлений, совершенных с целью незаконного корпоративного захвата. Четко обозначив в этом ракурсе основные направления криминалистического обеспечения, он предлагает понимать под ним комплекс мероприятий организационного, правового, информационного и иного характера, специально предназначенных для обучения и внедрения криминалистических знаний (рекомендаций), средств и методик в деятельность следственных, оперативно-розыскных и экспертных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники которых обязаны заниматься выявлением, предупреждением, пресечением, раскрытием и расследованием таких преступлений. Сам же незаконный корпоративный захват трактуется в качестве противоправного способа поглощения коммерческих юридических лиц. Его целью является приобретение прав на их имущество и связанных с ним полномочий, посредством насилия, угрозы его применения или (и) обмана. В современных условиях, характеризующихся довольно значительным увеличением количества преступлений, нацеленных на незаконные корпоративные захваты, широким диапазоном способов их совершения и, как следствие, возрастающей нагрузкой на органы предварительного следствия, одним из обязательных условий успешной организации их расследования является надлежащее криминалистическое обеспечение. В статье проводится мысль о том, что именно оно может эффективно способствовать соблюдению объективности, полноты и всесторонности при выяснении всех обстоятельств незаконного корпоративного захвата, а также установлению и изобличению причастных к нему лиц. Круг преступлений, целью которых может являться незаконный корпоративный захват, довольно разнообразен. Если составить их перечень, то он не будет носить исчерпывающего характера, т.к. постоянно меняется и в качественном и в количественном отношении. Это обстоятельство позволило автору ограничиться определением лишь ключевых направлений криминалистического обеспечения расследования сразу всей совокупности таких преступлений, как целостной группы уголовно-наказуемых деяний. Исходя из этой посылки, в статье им были последовательно рассмотрены общие вопросы организации расследования преступлений, совершаемых с целью незаконных корпоративных захватов, правовое и информационное обеспечение этой деятельности, а также использование в расследовании специальных знаний. |
|
73–87
|
Мишина Екатерина Августовна - заместитель директора Института правовых исследований Национального исследовательского университета «Высшаяшкола экономики», доцент кафедры конституционного и муниципального права факультета права,кандидат юридических наук. E-mail: e.mishina@gmail.com Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
В фокусе внимания данной статьи находятся не только основные аспекты существующего положения вещей в сфере анализа последствий нормативных правовых актов, но и перспективы продвижения в данном направлении. Одним из возможных вариантов проведения анализа правовых актов институтами гражданского общества является общественная экспертиза как действующих нормативно-правовых актов, так и их проектов. Представлен анализ проекта закона «Об общественной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов», разработанного специалистами российского отделения Международного Центра Некоммерческого Права. Законопроект определяет в качестве приоритетных такие задачи общественной экспертизы, как выявление положений нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, противоречащих интересам личности, общества и государства, оценка социальных, экономических и иных последствий принятия проектов нормативных правовых актов, а также реализации нормативных правовых актов, выработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков. В статье подробно описывается деятельность Общественной палаты РФ в сфере общественной экспертизы проектов федеральных законов на примере законопроекта об ограничении юрисдикции суда присяжных и проекта закона «О полиции», анализируются возможности участия институтов гражданского общества в анализе правовых предписаний в соответствии с ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»» и сопутствующими нормативно-правовыми актами. Особое внимание в статье уделено деятельности таких научно-аналитических центров, как фонд «ИНДЕМ», активно использующий при анализе применения норм нормативно-правовых актов междисциплинарный подход с сочетанием юридического, социологического, лингвистического и статистического анализа, НЭПС успешно применяющий институт мониторинга. Описана деятельность Института правовых исследований НИУ-ВШЭ, на протяжении ряда последних лет активно изучающего вопросы эффективности законодательства и воздействия последствий нормативно-правовых актов на разные сферы социальной реальности. В частности, описано исследование, основной задачей которого было определить отношение представителей разных сфер юридической профессии к указанной проблеме. Для проведения исследования использовался социологический инструмент, разработанный силами Института. В статье подробно представлены результаты, полученные в результате данного исследования. |
|
88–99
|
Чаплинский Александр Владимирович - аспирант кафедры конституционного и муниципального права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: chap-aleksandr@yandex.ru Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. В настоящей работе рассмотрены природа саморегулирования и структура и функции института саморегулирования трех профессиональных сообществ, действующих в сфере юстиции Российской Федерации - судей, адвокатов и нотариусов. источниками являются федеральные законы РФ, уставы и другие нормативные документы сообществ. На основе данного анализа автор предлагает вариант классификации нормативных актов саморегулирования. Он делит их на: 1) акты, определяющие правила поведения членов сообщества и порядок формирования сообщества, 2) акты, имеющие организационный характер, регулирующие функционирование органов самоуправления сообществ, 3) акты вспомогательного характера (положения о наградах, конкурсах, о реализации социальных гарантий, профессиональной подготовке членов сообщества и др.). Рассматривается также содержание и роль данных актов в регламентации профессиональной деятельности российских юристов-практиков. Автор подвергает критике установившийся в юридической науке нашей страны и ошибочный, по его мнению, взгляд на саморегулирование как на частноправовое явление, которое существует исключительно вне сферы публичной власти. По его наблюдению, реализация публичной власти включает в себя не только императивные, но и диспозитивные начала. Он выражает уверенность в естественности и жизненной необходимости диспозитивных начал, которые являются одной из предпосылок здорового функционирования государства. Деятельность судей, адвокатов и нотариусов без надлежащей меры их самостоятельности не имеет смысла. Наглядным примером этого и является саморегулирование их сообществ. Оно дает судьям известную независимость от двух других ветвей публичной власти, тогда как адвокатам – от всех государственных институтов. В результате саморегулирование получило развитие прежде всего и преимущественно в адвокатском сообществе. Судейское и особенно нотариальное сообщество РФ демонстрируют довольно низкий уровень саморегулирования. Так, сообщество нотариусов России принимает касающиеся его нормативные акты совместно с Министерством юстиции РФ или же согласует их с заместителем министра юстиции. Такое положение автор не считает оптимальным. |
Право в современном мире
|
100–111
|
Юмашев Юрий Михайлович - профессор, заведующий кафедрой международного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. E-mail: mejpravo@hse.ru Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. В настоящей статье речь идет о правовом регулировании Европейским союзом общей иммиграционной политики в отношении граждан третьих стран. Рассматриваются ее основные аспекты – гуманитарный и охранительный, а также различные правовые механизмы, в функции которых входит воплощение этой политики в жизнь. В качестве источников анализируются Женевская конвенция 1951 г. и Нью-Йоркский протокол 1967 г. о статусе беженцев, статьи Договора о функционировании Европейского союза, регулирующие «пространство свободы, безопасности и права», Амстердамский договор 1990 г., Шенгенские соглашения 1985 и 1990 гг., соответствующие акты вторичного права ЕС. Рассматриваются специфические черты современного визового режима ЕС, меры защиты беженцев, включая реализацию права на политическое убежище, формирование политики Союза в отношении мигрантов из третьих стран. В ракурсе гуманитарного аспекта иммиграционной политики ЕС выделена политика воссоединения семей и его морально-этическая суть – уважение достоинства человеческой личности. Указано, что неотъемлемой составной частью воссоединения семей институты ЕС считают интеграцию членов семьи в местное общество, а одним из средств интеграции – экзамены (тестирование) на знание государственного языка, истории и культуры страны. Охранительные меры, практикуемые институтами Европейского союза, направлены прежде всего и главным образом на борьбу с нелегальной иммиграцией. Основное бремя этой политики лежит на государствах-членах, а не на ЕС в целом. Вместе с тем по мере увеличения наплыва нелегальных мигрантов принимаются контрмеры и на уровне союза. Так, Европол преобразован из международной организации в одно из агентств ЕС со всеми вытекающими из этого последствиями. Автор приходит к выводу о том, что в гуманитарной сфере Европейский союз, опираясь на нормы международного права, действует гораздо более эффективно, чем в охранительной, институты которой должны опираться на нормы уголовного, административного и гражданского права. Между тем эти институты находятся лишь в стадии становления. Задача создания и функционирования адекватного правового, финансового и институционального механизма регулирования иммиграционных потоков пока не нашла должного решения. |
|
112–119
|
Вишневский Александр Александрович - профессор кафедры предпринимательского права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук. E-mail: aavishnevsky@gmail.com Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. В центре внимания автора настоящей публикации находятся главным образом философские и биологические факторы, образующие основания расторжения брака в современном каноническом праве римско-католической церкви и русской православной церкви. В качестве источников привлечены Кодекс канонического права 1983 г., тексты Ветхого и Нового заветов, комментарии российских и зарубежных богословов, словари. Автор через всю статью проводит тезис о невозможности понимания проблемы прекращения брачно-семейных отношений при помощи одного только инструментария правовой науки. Он подчеркивает крайнюю затрудненность перевода философских и религиозных установок на язык правовых норм и старается доказать, что основополагающие трудности в данном вопросе могут проистекать, в частности, из ошибок и шероховатостей, допущенных некогда в переводе евангельских текстов с одного языка на другой. В работе подробно рассматриваются общее и особенное в трактовке католическими и православными теоретиками таких категорий, как «человек», «мужчина», «женщина», «прелюбодеяние», «разврат», «душа», «плоть» и т.д., а также прослеживается разница в оценках и выводах, к которым приходят приверженцы двух указанных религиозных учений. Православная доктрина исходит из нерушимости брачных уз и осуждает развод, но вместе с тем все же допускает расторжение брака при условии, что причиной развода является нарушение супружеской верности. Каноническое право римско-католической церкви рассматривает супружескую измену лишь как повод к сепарации – переходу супругов к раздельной жизни, но не обязательно к юридическому расторжению брака. Кодекс канонического права содержит изощренную аргументацию данного тезиса. Он предлагает категорию «подтвержденного брака», под которым надлежит понимать вовсе не физиологический аспект отношений, а исключительно духовный фактор - родство половинок душ, их воссоединение в лоне брака, который не может не отвечать воле Творца. Брак заключенный, но не подтвержденный, может быть расторгнут римским папой «по справедливой причине». Брак подтвержденный не может быть расторгнут никакой человеческой властью и ни по какой причине. |
|
120–127
|
Данилов Сергей Юлиевич - профессор кафедры конституционного и муниципального права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор исторических наук. E-mail: sdanliov@hse.ru Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. В настоящей статье рассмотрен ряд взаимосвязанных вопросов, которые находятся на стыке публичного права и экономических наук. Среди них - фундаментальная проблема сочетаемости экономической и социальной эффективности институтов публичного права. Указывается, что практически все члены мирового сообщества так или иначе страдают от экономических трудностей (циклических, региональных, отраслевых), от социального напряжения (безработица, инфляция). Весь мир ощущает такую дополнительную трудность, как растущее многообразие общества и расширение массива его правовых норм. Допустимо считать, что в этом плане государства с неодинаковым уровнем политико-правовой и общей культуры социума находятся в примерно однотипных условиях. С таких позиций автор изучает источники правового регулирования института государственных корпораций, способы их формирования, сферу компетенции, приоритеты функционирования и некоторые его результаты. В статье отмечается, что в устоявшихся конституционных демократических государствах - Канаде, США, Великобритании, Норвегии и др. - основным приоритетом обычно (но не обязательно) принято делать экономическую эффективность государственных корпораций, а инструментом – строгий отбор кадров, что в большинстве ситуаций оправдывает себя и кроме того непременно оборачивается их высокой социальной эффективностью. Доверие и массовые симпатии к институтам публичного права вносят значительный вклад в поддержание социально-политической стабильности. А в странах молодой демократии, подобных Алжиру, Венесуэле, Мексике, Танзании и т.д., при определении приоритетов во главу угла по общему правилу принято ставить социальную и политическую эффективность институтов, что зачастую не оправдывает подобных надежд и сверх того дает близкую к нулю экономическую отдачу. Автор выявляет и подчеркивает зависимость экономической и социальной эффективности данного публично-правового института от таких факторов, как репутация руководителей, сдержки и противовесы в управлении в сочетании с ответственностью за действия и бездействие должностных лиц. Через всю статью автор проводит мысль о том, что такая зависимость неизбежна. |
|
128–139
|
Петров Алексей Яковлевич - профессор кафедры трудового права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. E-mail: alexey.petrov@yandex.ru Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
В обзоре сведены воедино и рассмотрены наиболее важные материалы конференции «Актуальные вопросы судебной практики по трудовым делам», которая была проведена в октябре 2010 года кафедрой трудового права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Среди участников конференции были: члены судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации, преподаватели факультета права, а также аспиранты и студенты факультета права. Предметом изучения на конференции были теоретические и практические вопросы применения судами Российской Федерации норм Трудового кодекса России. В центре внимания был доклад, сделанный Председателем судебного состава по трудовым и социальным делам Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда России. Докладчик проводил мысль о том, что трудно переоценить значение судебной практики в правовом развитии общества. По его определению, акты судебного толкования норм отрасли трудового права, в первую очередь Трудового кодекса России, служат средством, которое помогает связывать трудовое законодательство с жизнью и ориентироваться в противоречивых правовых понятиях и категориях. Ведь многие правовые нормы, регулирующие ныне оплату труда, ответственность работников и работодателей, трудовую дисциплину, сложились именно благодаря судебной практике. Докладчик напомнил, что суды являются наилучшим механизмом восполнения пробелов в Трудовом кодексе и в законодательных актах федерации и регионов, устранения противоречий в их текстах, уточнения характера толкования статей Кодекса – расширительного или ограничительного. Было обращено внимание на положительный процесс взаимодействия трудового права России с конституционным и гражданским правом. В качестве слабых сторон судебной практики были названы следующие. В 21 веке российские суды, исходя из нахождения вопроса об увольнении работников в сфере исключительной компетенции работодателя, устранились от проверки обоснованности решения работодателя и обычно не требуют предъявления доказательств. В законодательстве нет определений понятий «сокращение численности работников организации», «сокращение штата работников», что неминуемо порождает коллизии при формулировании причин расторжения договора. |
Рецензии
|
140–145
|
Васильева Светлана Викторовна - доцент кафедры конституционного и муниципального права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук. E-mail: masslo@yandex.ru Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
Настоящая публикация является отзывом на книгу профессора Владимира Кряжкова «Коренные малочисленные народы Севера в российском праве». Работа во многом является плодом полевых исследований ее автора. Автор рецензии исходит из того, что статусу и положению данных народов Российской Федерации обычно не отводится должного внимания в отечественной конституционно-правовой литературе, в первую очередь в учебниках конституционного права, поэтому указанную работу надлежит расценивать в качестве издания, заполняющего один из пробелов в правовой науке. При рассмотрении сильных сторон исследования отмечено, что материал монографии структурирован по четырем основным направлениям. Это: 1) правовое регулирование закрепления за Российской империей сибирских территорий, 2) советская государственно-правовая практика в отношении упомянутых выше народов (в книге она характеризуется как «государственный патернализм»), 3) ныне действующее законодательство об этих народах, 4)нормы международного права, как ратифицированные, так и не ратифицированные на сегодняшний день Российской Федерацией. В работе кроме того анализируются правовые коллизии между органами федеральной, региональной и местной власти, возникающие в связи с регулированием положения коренных малочисленных народов Севера. Прослеживается процесс централизации этого регулирования, защита прав упомянутых народов в судебном и досудебном порядке – на основе обычного права. Отмечается несогласованность норм многих федеральных законов с нормами двух отраслевых кодексов Российской федерации – Гражданского и Земельного. В рецензии положительно характеризуются рассуждения автора о социальной ответственности бизнеса, действующего в местах проживания указанных народов (в первую очередь нефтегазового). Одобрительную оценку рецензента получают также практические предложения автора. В частности, он советует создать компенсационные механизмы, необходимые для восстановления экологии, поддержки культуры, занятости и всей социальной сферы в местах проживания этих народов. В качестве недостатка монографии рецензент обращает внимание на нечеткость формулировок при отнесении данных народов к национальным меньшинствам . |
|
|