@ARTICLE{26583261_64441295_2012, author = {М. А. Краснов}, keywords = {, экономическая политика, экономическая стратегия, политическая конкуренция, субъекты выработки экономической политикизаконодательное регулирование механизма выработки экономической политики}, title = {Конституционно-правовой механизм выработки экономической политики России}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2012}, number = {3}, pages = {62-80}, url = {https://law-journal.hse.ru/2012--3/64441295.html}, publisher = {}, abstract = {Краснов Михаил Александрович - заведующий кафедрой конституционного и муниципального права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ординарный профессор, доктор юридических наук. E-mail: mkrasnov@hse.ruАдрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.В статье рассматриваются вопросы, какие публично-властные институты и в каком режиме участвуют в выработке экономической политики, насколько процесс выработки этой политики регулируется законодательством и насколько вообще целесообразно его регулировать. Автор также рассматривает желательные и существующие в современной российской действительности условия выработки экономической политики и возможности соблюдения требования преемственности.Для целей своей работы автор определяет экономическую политику государства как систему средств правового, материального, организационного и иного законного воздействия на экономические отношения и их субъектов для достижения определенных органами публичной власти стратегических приоритетов, направлений, целей и тактических задач, а механизм выработки экономической политики - как систему взаимодействия между органами государственной власти по поводу определения стратегических целей, приоритетов, тактических задач и средств государственного воздействия на экономические отношения.Сначала в статье рассматриваются политические условия выработки экономической политики России. На основе анализа делается вывод, что отсутствие политической конкуренции привело к тому, что все знаковые экономические и социально-экономические реформы проводились на безальтернативной основе, т.е. в условиях, которые превращали политические решения в «технические». Затем анализируется законодательное регулирование механизма выработки экономической политики, прежде всегоФедеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».Основная часть статьи посвящена выявлению субъектов выработки российской экономической политики, среди которых президент, правительство, палаты парламента и Центробанк России. В этой части рассматривается компетенция каждого из этих органов.В заключение статьи делается вывод о том, что механизм выработки экономической политики в Российской Федерации является в целом моносубъектным. Хотя отдельные полномочия в сфере экономической политики есть у Правительства РФ (вместе с подчиненными ему федеральными органами исполнительной власти), Центрального банка РФ и палат Федерального Собрания, все же основную роль при определении, по крайней мере, основных приоритетов экономического развития играет Президент РФ.}, annote = {Краснов Михаил Александрович - заведующий кафедрой конституционного и муниципального права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ординарный профессор, доктор юридических наук. E-mail: mkrasnov@hse.ruАдрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.В статье рассматриваются вопросы, какие публично-властные институты и в каком режиме участвуют в выработке экономической политики, насколько процесс выработки этой политики регулируется законодательством и насколько вообще целесообразно его регулировать. Автор также рассматривает желательные и существующие в современной российской действительности условия выработки экономической политики и возможности соблюдения требования преемственности.Для целей своей работы автор определяет экономическую политику государства как систему средств правового, материального, организационного и иного законного воздействия на экономические отношения и их субъектов для достижения определенных органами публичной власти стратегических приоритетов, направлений, целей и тактических задач, а механизм выработки экономической политики - как систему взаимодействия между органами государственной власти по поводу определения стратегических целей, приоритетов, тактических задач и средств государственного воздействия на экономические отношения.Сначала в статье рассматриваются политические условия выработки экономической политики России. На основе анализа делается вывод, что отсутствие политической конкуренции привело к тому, что все знаковые экономические и социально-экономические реформы проводились на безальтернативной основе, т.е. в условиях, которые превращали политические решения в «технические». Затем анализируется законодательное регулирование механизма выработки экономической политики, прежде всегоФедеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».Основная часть статьи посвящена выявлению субъектов выработки российской экономической политики, среди которых президент, правительство, палаты парламента и Центробанк России. В этой части рассматривается компетенция каждого из этих органов.В заключение статьи делается вывод о том, что механизм выработки экономической политики в Российской Федерации является в целом моносубъектным. Хотя отдельные полномочия в сфере экономической политики есть у Правительства РФ (вместе с подчиненными ему федеральными органами исполнительной власти), Центрального банка РФ и палат Федерального Собрания, все же основную роль при определении, по крайней мере, основных приоритетов экономического развития играет Президент РФ.} }